У Победы наши лица...

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Тип конкурсной работы: Электронная презентация

Обучающиеся: 

  1. Владимиров Данил, 3 А  класс
  2. Долгих Дмитрий, 3 А  класс
  3. Забанных Александр, 3 А  класс
  4. Коньков Богдан, 3 А  класс
  5. Лебедев  Дмитрий, 3 А  класс
  6. Малыгина Анастасия, 3 А  класс
  7. Малыгина Милана, 3 А  класс
  8. Меньшиков Роман, 3 А  класс
  9. Муратов Александр, 3 А  класс
  10. Пестерев Дмитрий, 3 А  класс
  11. Устюжанин Максим, 3 А  класс
  12. Чирко Алексей, 3 А  класс
  13. Шайдуллина Алина, 3 А  класс

Педагоги: 

  1. Козюберда Людмила Юрьевна, учитель-логопед
  2. Максимова Лидия Михайловна, учитель начальных классов

Учреждение:

ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр" // Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального» сопровождения "Речевой центр" // Екатеринбург

Пусть мы на фронте не были в те дни,

В землянках не ютились в три наката,

Но всё ж мы – внуки, дочери, сыны

Тех, кто ковал Победу в сорок пятом.

 

Пусть мы в боях и метра не прошли,

От марш-бросков нам не ломило спины,

Но всё ж мы – внуки, дочери, сыны

Тех, кто плясал на улицах Берлина.

 

Пусть в этот незабвенный день весны

Салют сверкнёт на боевых наградах

У всех, кто вынес тяготы войны

И нам принёс Победу в сорок пятом…

Анатолий Кузнецов

Педагоги, учащиеся и родители учащихся 3 "а" класса Речевого центра участвовали в проекте "У Победы наши лица", посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Результатом исследований стала презентация и сборник рассказов о родственниках учащихся, их прадедушках и прабабушках живших в годы Великой Отечественной войны.

Сборник и презентация состоят из трёх частей:

  • "Мой дед - победитель" (о людях, принимавших участие в боях за Родину);
  • "Труженики тыла";
  • "Дети войны - труженики тыла".

Развитие современного российского общества во многом зависит от нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек, гордость за исторические свершения народа.

Рождения патриотизма начинается, во-первых, с чувства любви к семье; во-вторых, с любви к природе родного края; в-третьих, с интереса к истории своей страны и людям, творившим эту историю.

В.А.Сухомлинский писал: "Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая длительная самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие самые сложные вещи в этом безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием".

К 70-летию Победы Советского Союза над фашистской Германией педагоги и дети 3 "а" класса при поддержке и помощи родителей начали готовиться уже в 2013 – 2014 учебном году. Работу возглавила Тихонова Генриетта Ивановна – руководитель школьного исторического музея "Боевой славы". Многие годы Тихоновой Г.И. поддерживается работа в созданном ею клубе "Отечество", который посещают учащиеся разных классов Речевого центра, в том числе и четыре учащихся 3 "а" класса. Клуб занимает ведущее место по организации и проведению мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.

В начале 2013 – 2014 учебного года нашем Центре был объявлен старт общешкольного патриотического марафона "Гвардия. Подвиг. Урал". Ребятам запомнились и встречи, организованные клубом "Отечество", с тружениками тыла Орловым И.П. и Игнатовой Н.В. К 70-летию 3-ей Гвардейской стрелковой дивизии в музее Речевого центра проходили экскурсии с приглашением ветеранов этой дивизии. 

Ежегодно учащиеся нашего класса принимают участие в благотворительных концертах в госпитале для ветеранов военной службы, а также в концертах для тружеников тыла, ветеранов труда, проживающих в микрорайоне нашего образовательного учреждения. 

В целях формирования активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к истории, традициям и культуре России, в Центре регулярно проводятся конкурсы творческих работ учащихся: стенгазеты, поделки, а также конкурсы чтецов, смотры строя и военной песни, игра "Зарница". Кроме того, проводятся мероприятия, рассказывающие об основных событиях Великой Отечественной войны – битвах под Москвой и в Сталинграде, на Курской дуге, блокаде Ленинграда.

В 2014 году за работу в школьном клубе "Отечество" учащиеся 3 "а" класса – члены клуба "Отечество" были награждены грамотами и книгой "Свердловская область".

Ребята много читают о Великой Отечественной войне. Они познакомились с такими книгами как "Подвигу жить!" Е.Волк и М.Филипповой, "Имя с первой полосы" А.Афанасьева, "Вёрсты мужества", изданной отделом культуры администрации Октябрьского района города Екатеринбурга. Каждая книга обсуждается в классе во внеурочное время. Несомненно, всё прочитанное детьми о войне, оставляет неизгладимый след в их душах. Читая такие книги, можно ещё раз убедиться в правоте слов М.Филипповой: "Ведь подвиг велик не только той пользой, которую принёс герой, выполняя задание. Подвиг велик тем, что он зажигает сердца, вселяет веру в людей, показывает красоту человека. И. прикоснувшись к великому и красивому, мы тоже становимся чище и лучше, строже к себе и храбрее в жизни". 

Вместе с родителями все учащиеся 3 "а" класса посетили школьный музей "Боевой славы", музей "Крылатая гвардия", Областной дворец офицеров, музей и выставку боевой техники в Верхней Пышме. 

В 2014 году 3 "А" побывал на открытии в городе Екатеринбурге мемориала К.Грюнберга "Детям – труженикам тыла". В глазах современных детей застыл ужас при виде огромного креста – ящика со снарядами на хрупких плечах мальчика девочки военной поры. 

Не раз со словами благодарности педагоги и учащиеся возлагали цветы к Вечному огню у стены с журавлями в Верхней Пышме и на площади Коммунаров в Екатеринбурге, у памятника Н.И.Кузнецову, К.Г.Жукову, у памятника воинам Уральского добровольного танкового корпуса.

После экскурсий ребята писали сочинения и выполняли рисунки, отражая в них свои впечатления и эмоции.

Уже в 2013 – 2014 учебном году администрация Свердловской области объявила о проведении акции посвящённой 70-летию Победы над фашизмом. Коллектив нашего класса (педагоги, учащиеся, родители) при поддержке школьного клуба "Отечество" включились в работу. Организаторы акции предлагали собрать материал об участниках Великой Отечественной войны в каждой семье, ведь один из первых шагов к познанию Родины это изучение своей родословной, своей семьи, своих предшественников, которыми можно гордиться. В нашем классе уже проводились мероприятия с участием родителей, так что работа с семьёй была для нас не нова. Были задуманы и выполнены такие небольшие проекты как "Профессии моих родителей", "Моё имя", "Составление генеалогического дерева", "Вечер в моей семье". В этот раз разговор шёл о вкладе членов одной конкретной семьи в дело Победы. Перед началом работы с проектами для родителей было проведено собрание, на котором шёл разговор о сущности проектного метода, раскрыты виды возможного участия родителей в проектной деятельности детей. Начались поиски родственников, воевавших на фронте и тех, кто приближал Победу, работая в тылу. Ребята составляли список вопросов для интервью по сбору информации о своих родственниках. Начался сбор материала. Во время работы проводились консультации с родителями. К сожалению, нашлись семьи, в которых связь поколений со временем была уже утеряна и им пришлось немало потрудиться, чтобы получить хоть какую-то информацию о своих забытых родственниках. Но большинство сохранили свои семейные реликвии, знали об участии членов своей семьи в Великой Отечественной войне. 

Перед детьми стояли непростые задачи:

  1. Пополнить знания о жизни своей страны во время Великой Отечественной войны.
  2. Приобрести опыт добывания и обработки информации.
  3. Оформить полученный материал в небольшой рассказ.
  4. Представить доклад о своих родственниках живших, воевавших или трудившихся в тылу в 1941-1945 годах.

Весь собранный материал был подразделён на три группы:

  • воины-фронтовики;
  • труженики тыла;
  • дети войны.

На одном из классных часов был представлен материал о родственниках фронтовиках и сделана презентация "Спасибо деду за победу". Позже разговор шёл уже о родственниках – тружениках тыла и детях, наравне со взрослыми трудившимися в тылу на благо Родины. 

Весь собранный материал был объединён в одну книгу под названием "Любим. Помним. Спасибо за Победу". 

Для детей изучение этой страницы в истории семьи способствовало не только духовному сближению взрослых членов семьи и младшего поколения, но и явилось важным моментом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате проделанной учащимися работы, общения с родственниками, которые могли рассказать о нелёгкой жизни людей живших во время Великой Отечественной войны, ребята в полной мере осознали смысл слова "Отечественная"… 

Казалось бы, сто девяносто сухопутных дивизий, пять тысяч самолётов и двести военных кораблей фашистской Германии, внезапно и вероломно вторгнувшихся на территорию от Баренцева до Черного моря должны были сокрушить всё на своём пути. И это не случилось только потому, что на борьбу с врагом поднялся весь советский народ. Мужчины уходили на фронт, а женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках – ведь для фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие.

Несомненно, у детей на всю жизнь останутся в душе вспоминания о погибших и живущих ещё участниках этой страшной войны. Кто-то из их родных людей прошёл через всю войну, которая длилась четыре долгих года. Кто-то захватил только часть войны. Кому-то пришлось отдать за Победу свою жизнь , кто-то вернулся живым… Но и оставшиеся в живых война не пощадила, она оставила чёрный след на здоровье этих людей. За проявленные в боях подвиги солдат награждали орденами и медалями, их именами названы улицы, площади, парки, школы. О них сложены стихи, песни и рассказы. Но не ради наград и не ради славы шли люди на войну и совершали подвиги, а ради мира и счастья в стране и на земле.

Результаты совместной деятельности детей и родителей (фотографии, рассказы, переживаемые эмоции) создают у учащихся уверенность в своих силах, рождают чувство уважения, гордость за свою семью, сопереживание ветеранам. Положительные чувства побуждают детей на добрые дела. Теперь уже не взрослые предлагают детям оказать помощь старшим. Инициаторами в предложении и оказании помощи выступает младшее поколение. 

Два года ребята вместе с родителями занимались проектом. Дети учились коммуницировать, думали, анализировали собранный материал. В результате работы видоизменились отношения между детьми и родителями, между учащимися и учителями, между родителями  обучающихся и их бабушками и дедушками.

Родители, в свою очередь, больше времени проводили с детьми, стали ближе к своим детям, научились лучше вникать и понимать их проблемы и трудности. 

В результате совместной деятельности дети узнали много нового друг о друге и о своих семьях.

Ребята учились оценивать свою работу и работу своих товарищей. 

Совместная познавательная, исследовательская и творческая деятельность, связанная с таким важным в истории нашей страны этапом – Великой Отечественной войной обогатила духовный мир семьи, развила коммуникативную, исследовательскую и творческую активность ребёнка.