Название конкурсной работы: "Спасибо прадеду за победу!"
Тип конкурсной работы: Электронная презентация
Обучающийся:
- Серёгин Михаил Сергеевич, 3 А класс
Педагог:
- Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов
Учреждение:
ГКОУ СО "Карпинская СКОШИ" // Государственное казённое Образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Карпинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат" // Карпинск
Тему проекта я выбрал не случайно. Давно интересовался историей нашей семьи. Ещё в первом классе принимал участие в общеклассном конкурсе проектов "Наши земляки". Тогда я просто изложил информацию об отце своей мамы – Подгорбунском Михаиле Федотовиче. В этом проекте я планировал более детально изучать всю доступную мне информацию, понять и почувствовать мысли, поступки и надежды поколения советского народа, сумевшего победить фашизм.
В последнее время всё чаще я слышал по телевизору, что победил в Великой Отечественной войне не наш народ, наши победы – ненастоящие, много говорят неправды про наших прадедов – участников войны. А я верю, что именно мой прадед воевал честно, не прятался за спины других солдат, он – настоящий герой!
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Цель исследовательской работы: на примере биографии моего прадеда Подгорбунских Максима Кирилловича, участника войны с 1939 по 1942 год, показать стойкость, героизм нашего народа – защитника Отечества.
Задачи исследования:
- Изучить документальные источники об истории моей семьи.
- Привлечь внимание моих одноклассников к изучению истории нашей Родины.
- Сохранить память о солдате Максиме Кирилловиче Подгорбунских.
Объект исследования:
Биография моего прадеда М.К. Подгорбунских, командира 7 отдельного отделения связи
Методы исследования: изучение семейных фотографий, документальных источников из архива моей семьи, воспоминаний моей мама Серёгиной Марины Александровны, Интернет – ресурсов, источников городского музея и СМИ "Карпинский рабочий".
Мой прадед Подгорбунских Максим Кириллович родился 1 июля 1915 года, в Звериноголовском районе Курганской области. В семье было пять детей, мой прадед был самым старшим в семье. Призвался в Красную армию в сентябре 1937 года, вначале был курсантом 7 отдельного эскадрона связи, участвовал в финской войне с ноября 1939 года по март 1940 года, был командиром отделения 7 отдельного эскадрона связи, отвечал за налаживание связи в полку. Затем отслужил в армии, вернулся домой, женился на Валентине Александровне. Когда началась Великая Отечественная война, прадед был призван Серовским военным комиссариатом 23 июля 1941 года (спустя месяц после начала войны). Служил командиром отделения в 1848 стрелковом полку по август 1942 года. 4 августа 1942 года в бою был тяжело ранен в ноги осколками гранаты, контужен, лечение проходил в госпитале, после этого по ранению демобилизован из красной армии. Работал после войны лесорубом в леспромхозе, в Веселовском разрезе грузчиком погрузки, рабочим по очистке русла реки Каква, после выхода на пенсию трудился по возможности здоровья. Сведения очень скудные, родственников осталось мало, информацию узнавал из документов прадеда: военный билет, трудовая книжка, удостоверения к наградам. Прадед награждён всеми юбилейными медалями в честь Великой Отечественной войны, с 1946 года по 1988 год. Меня заинтересовали три награды: медаль "За отвагу", "Медаль Жукова", орден "Отечественной войны II степени". Я узнал на сайте "ВикипедиЯ Свободная Энциклопедия", что медаль "За отвагу" – очень ценная награда для солдат. Медаль “За отвагу” учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни. Медаль “За отвагу” является высшей советской медалью для солдат и младших офицеров, очень ценилась среди солдат. Моему прадеду медаль была вручена в 1948 году (спустя 6 лет!), за участие в тяжёлом бою, где был ранен и контужен. Разве мой прадед не настоящий герой войны? Он скромный человек, никогда не хвастал своими наградами, не требовал льгот и подарков. По воспоминаниям моей мамы, у него сильно болела нога, особенно перед дождём или снегом, при большой нагрузке он начинал прихрамывать, но никогда не жаловался на боль. Во время посещения городского краеведческого музея я познакомился с творчеством младшего брата моего прадеда – Подгорбунских Федота Кирилловича. Он прошёл всю войну, от начала до конца, участвовал в тяжёлых боях под Сталинградом, очень любил выступать в музее со своими стихами. Сотрудники музея разрешили мне подержать в руках самодельную тетрадь со стихами Федота Кирилловича, которую он передал в дар города и прочитать его произведения. Удивил чёткий, красивый почерк, простые и очень мужественные стихи, особенно понравилась переделанная песня "Катюша". Ребята из нашего класса тоже прочитали стихи, посмотрели фотографии и награды. Мы с ребятами решили принять участие в акции городского музея "Подарок ветерану", сделать поздравительные открытки нашим ветеранам, выучить стихи и песни военной поры, пригласить нВ встречу вдову Людмилу Семёновну Подгорбунских. Если она не сможет встретиться по состоянию здоровья, мы с мамой сходим к ней домой в гости, поговорим о наших прадедах. Я очень горжусь своим прадедом, его смелостью, храбростью. Он не прятался за спины своих солдат отделения, в котором он был командиром. Он первым шёл в бой, своим примером поднимал солдат в атаку, поэтому он был тяжело ранен. Не верю тем людям, которые говорят плохо о ветеранах войны, не помогают им и не помнят их тяжёлой жизни. Когда я вырасту, тоже буду служить в нашей армии, буду достойным, как мой прадед Максим Кириллович: стойким, не бояться жизненных трудостей, честным и скромным!
Актуальность реализуемого проекта
Актуальность для нашей школы
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории, в частности Великой Отечественной войны. Неоднозначная трактовка заслуг советского народа и Красной армии в победе над фашизмом особенно актуальна в современный период истории. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" является "осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его страны". Необходимо наполнить конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, социальное окружение такие понятия, как "Родина", "Отечество", "родная земля", "мой прадед".
Актуальность для общества
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения причастности к истории своей семьи, участии родственников во всех значимых для страны исторических событий.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свою семью, почитающего семейные традиции, испытывающего гордость за вклад своей семьи в жизнь огромного государства.
Задачи проекта:
- ознакомление с историческим прошлым своей родной семьи;
- формирование гражданских качеств личности, его патриотического отношения к Родине; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания;
- укрепление родственных и семейных связей посредством погружения в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Участник проекта : обучающийся Серёгин Михаил, его родители.
Время реализации проекта: февраль – март 2015 года.
Вид проекта: творческий, семейный.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Сфера применения результатов проекта: культурологический, краеведческий.
Форма продуктов проектной деятельности: электронная презентация.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, информатика.
Информационно-техническое оснащение: семейный архив, Интернет-ресурсы, городской краеведческий музей, СМИ
Планируемый результат
Для обучающегося:
- Самостоятельно работать с источниками литературы, планировать последовательность выполняемых операций.
- Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями: умение пользоваться цифровым фотоаппаратом, пользовательские навыки работы на ПК: (текстовый редактор), нахождение материалов в сети Интернет.
- Развитие навыков самостоятельного принятия решений, повышение личного статуса в детском коллективе.
- Развитие коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии, воспитание патриотизма.
- Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании письменного сообщения.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между ребёнком и родителями, между разными поколениями семей Подгорбунских – Серёгиных.
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ | Этапы | Задачи | Деятельность обучающегося и его родителей | Деятельность педагога |
1. | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, определение источников информации. | Уточнение информации. Обсуждение задания. Выбор и обоснование критериев успеха. | Мотивация обучающегося и родителей; обсуждение цели проекта с родителями. Помощь по просьбам, наблюдение. |
2. | Основной | Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта | Сбор информации: посещение городского краеведческого музея, изучение документов семейного архива по данной проблеме, беседы со взрослыми, Интернет – ресурсы Оформление электронной презентации "Спасибо прадеду за победу!" | Организация экскурсии с родителями в краеведческий музей, чтение городских СМИ. Наблюдение; советы (по просьбе). |
3. | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом. | Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных "Ветераны в наших семьях" с целью дальнейшего использования). | Участие в I Региональном интерактивном конкурсе проектно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ: "Страна открытий" апрель 2015 Участие в общешкольном конкурсе проектов "Памяти ветеранов будем достойны" май -2015 |