Я и мир вокруг меня

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: "Я и мир вокруг меня"

Тип конкурсной работы: Комбинированная работа (социальные ролики, отчет о проекте)

Обучающиеся:

  • Жегалов Иван Олегович, 9 "Д" класс
  • Лушина Диана Романовна, 9 "Д" класс

Педагог: 

  • Закеряева Лариса Николаевна, учитель
  • Попова Людмила Григорьевна, учитель

Учреждение:

ГКОУ СО "Екатеринбургская школа №3"

Основополагающей целью обучения и воспитания учащихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР является формирование социально – значимых навыков, жизненных компетенций, поэтому для участия в конкурсе "Год кино" мы выбрали направление "Кино как зеркало жизни". Приступая к работе над практико-ориентированным проектом "Я и мир вокруг меня" педагоги думали о детях, которым в ближайшем будущем предстоит жить в более открытом мире и с большей долей самостоятельности и, по мере возможности, трудиться в качестве обслуживающего персонала в условиях психоневрологических интернатов, а также о детях, которые должны получить знания и представления об окружающем мире, о жизни за стенами детского дома. В проекте адаптированной основной общеобразовательной программы отмечено, что формирование навыков социальной компетенции у данной категории обучающихся необходимо осуществлять в естественных условиях.

Целью создания практико – ориентированного проекта "Я и мир вокруг меня" явилось расширение границ образовательного пространства, что является актуальным для обучающихся в нашей школе, поскольку дети проживают в условиях детского дома, это ограничивает их социальные контакты; самореализация личности подростка в процессе усвоения им социальных навыков. 

В процессе работы у учащихся пополнился активный и пассивный словарь, желание вступить и поддержать диалог и, самое главное, не утрачивается интерес к учёбе. У подростков, которые участвовали в съёмках, повысилась самооценка, они добились определённых личностных результатов. Дети – зрители смотрят очень внимательно, с интересом, потому что главные герои живут с ними рядом. 

Конечным продуктом проекта "Я и мир вокруг меня " стали 4 социальных ролика: "Поход в магазин", "В аптеке", "День рождения", "Уроки Пети Светофорова", которые впоследствии будут являться дополнительным ресурсом, учебным наглядным материалом при формировании у детей - подростков жизненных компетенций.

Принимая государственную политику в сфере образования, учитывая реализацию специальными (коррекционными) школами ФГОС НОО, в образовательном процессе специальных школ стало возможно использовать элементы технологий проектного обучения. Конечно, в условиях коррекционной школы используются лишь элементы данной технологии. 

Цель проектной деятельности - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно – познавательных умений и навыков, чтобы лучше усваивать учебный материал по различным учебным курсам. В коррекционной школе могут быть использованы информационные, творческие мини-проекты, междисциплинарные практико – ориентированные проекты. Проект в коррекционной школе осуществляется под непосредственным руководством педагога. 

Как уже отмечалось для формирования у учащихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР, находящихся в условиях интернатных учреждений, жизненных компетенций, социально-значимых навыков необходимо расширение границ образовательного пространства, расширение социальных контактов, коммуникативной направленности, формирования навыков здорового образа жизни, организации досуга и др. 

Целью практико-ориентированного проекта "Я и мир вокруг меня" явилась самореализация личности учащегося в процессе усвоения им социальных навыков. 

Задачи, которые решались в ходе работы над проектом:

  • учить учащегося принимать и выполнять определённую социальную роль;
  • способствовать развитию умений выстраивать отношения с окружающими людьми, говорить и слушать;
  • способствовать развитию мыслительных навыков, личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач;
  • дать учащимся возможность раскрыться, проявить свою индивидуальность. 

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности – практико – ориентированный, социально – значимый, так как чётко обозначен результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы
  • По числу участников – коллективный
  • По срокам реализации – долгосрочный (3 месяца)

Этапы проекта: 

Подготовительный

  • создание положительного мотивационного настроя, формирование тем, формирование групп.

 На данном этапе была проведена значительная подготовительная работа, а именно: состав учащихся, принявших участие в проекте, неоднороден, часть учащихся знают значительную часть букв, но навыками чтения не овладели, поэтому, учитывая потенциальные возможности учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, у которых наиболее сохранна зрительная механическая память, был выбран метод глобального чтения. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая буква или слог. 

Тематика, словарь для глобального чтения подбирались с учётом социально – бытовой направленности и формирования социально – значимых навыков и представлены следующими лексическими темами:

  • "Давайте познакомимся" (глобальное чтение имён, фамилий, возраста)
  • "Я и мир вокруг меня" (глобальное чтение вывесок и светящихся табло: "Вход", "Выход", "Столовая", "Аптека", магазины "Пятёрочка", "Монетка", названия: страны проживания - "Россия", города - "Екатеринбург", улицы - "Ляпустина"
  • "Продукты питания" (молочные: молоко, кефир, масло, сметана, сыр;
  • мясные: мясо, колбаса, сосиски, рыба; хлебобулочные: хлеб, батон, печенье, торт)
  • "Общественное питание" (слова: столовая, кафе, повар, посудомойщик)
  • "Я и дом, в котором я живу" (мебель: кровать, диван, шкаф, стол, стул, тумбочка, кресло; бытовая техника: холодильник, утюг, стиральная машина, телевизор, печь)
  • "Я и мир растений" (деревья: берёза, тополь, рябина, сосна, ель;
  • цветы: ромашка, мак, одуванчик, роза; комнатные растения: алоэ, герань, фикус, крапивка (колеус)
  • "Я и школа" (учебные принадлежности: карандаш, ручка, тетрадь, резинка, линейка, учебник)
  • "Аптека" (йод, зелёнка, вата, бинт)

Одним из важнейших этапов подготовки к реализации проекта "Я и мир вокруг меня" - создание предметно – образовательной среды в условиях школы: в школе силами педагогов создана модель супермаркета с аптечным киоском и модель улицы города с перекрестком. Помощь в организации модели магазина оказало предприятие "Торгтехника", в исполнении модели перекрёстка художник граффити Китаев Григорий.

Основная часть проекта

Помощь в организации съёмок и осуществление самих съёмок оказала Свердловская киностудия в рамках социального партнёрства, на этом этапе происходило согласование материала и графика съемок со Свердловской киностудией, а также велись переговоры с администрацией магазина "Пятёрочка" и аптеки на разрешение съёмок, отделом ГИБДД города Екатеринбурга. На этом же этапе происходила

  • разработка сценариев и подготовка детей к съёмкам, разработка сценариев, работа над текстом, проигрывание ролей всех участников съёмочного процесса; 
  • экскурсии в магазин, аптеку; 
  • знакомство детей с реальными деньгами, тренировочные упражнения с калькулятором; 
  • подготовка к съёмкам помещений, неоднократное прохождение маршрута следования;
  • проигрывание ситуаций;
  • "Выбор подарка имениннику";
  • "Поздравительное слово";
  • "Оформление поздравительной открытки";
  • "Праздничное убранство комнаты";
  • "Выбор наряда для похода в гости";
  • "Сервировка праздничного стола";
  • "Развлечения для гостей";
  • "Оказание первой помощи при порезах".

Дети, участники съёмок, познакомились и подружились с профессиональным режиссёром Алексеем, осветителем Анастасией, прислушивались к их пожеланиям и советам. На этом этапе происходил непосредственный процесс съёмок и просмотр отснятого материала.

Заключительный этап проекта предполагал монтаж и просмотр отснятого материала. В рамках проекта "Я и мир вокруг меня" были отсняты 4 социальных ролика:

  • "Уроки Пети Светофорова"
  • "Поход в магазин"
  • "В аптеке"
  • "День рождения"

Обобщая вышесказанное можно констатировать, что у учащихся пополнился активный и пассивный словарь, желание вступить и поддержать диалог и, самое главное, не утрачивается интерес к учёбе. У подростков, которые участвовали в съёмках, повысилась самооценка, они добились определённых личностных результатов. Дети – зрители смотрят очень внимательно, с интересом, потому что главные герои живут с ними рядом. Отснятые социальные ролики, по – нашему мнению, являются ещё и дополнительным учебным ресурсом. 

Работа в рамках проекта "Я и мир вокруг меня" не закончена, появились новые идеи, сюжеты, подрастают новые исполнители главных и второстепенных ролей.

На взгляд педагогов, организующих и сопровождающих работу обучающихся в проекте "Я и мир вокруг меня", наиболее полным является анализ собственной проектно-исследовательской деятельности и значимость своей подготовки и участия в проекте Жегалова Ивана, Лушиной Дианы.

Проектная деятельность обучающихся становится неотъемлемой частью учебного процесса в школе, а также компонентом образования во внеклассной работе по предмету. Сущность исследовательской деятельности состоит в самостоятельной работе учащихся под руководством учителя-предметника над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичная презентация, т.е. участие в окружных и городских конкурсных мероприятиях. 

Организуя проектную деятельность, учитель формирует различные компетенции учащихся. В начале учебного года определяется состав руководителей проектов. Были сформулированы темы проектов, составлено календарно-тематическое планирование. Для оказания методической помощи участникам проектной деятельности имеется небольшая фильмотека, поскольку проектная деятельность в нашей школе осуществляется в течение нескольких лет. 

Был разработан проект "Формирование временных представлений у учащихся с ОВЗ", в рамках которого подготовлены и отсняты мультипликационные фильмы с непосредственным участием обучающихся. "Как заяц весну встречал", "Подарки осени", "В гостях у зимы".  

Дети принимали активное участие в изготовлении декораций, реквизита, сказочных персонажей, озвучивании. В работе над мультипликационными фильмами приняли участие свыше 50 учащихся Наши мультипликационные фильмы и социальные ролики неоднократно использовались в качестве демонстрационного материала на педсоветах, методических объединениях школы и области, широко представлены педагогическому сообществу.