Обучение старших школьников театрализованной игре посредством инсценировки народной сказки Морозко

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: "Обучение старших школьников театрализованной игре посредством инсценировки народной сказки Морозко"

Тип конкурсной работы: Комбинированная работа (электронная презентация, отчет о проекте)

Обучающиеся:

  • Азанов Владимир Александрович, 7 "Г" класс;
  • Салычева Александра Игоревна, 8 "В" класс;
  • Жегалова Юлия Олеговна, 9 "Д" класс;
  • Макарова Ксения Владимировна, 9 "Д" класс.

Педагог: 

  • Лазарь Алена Александровна, учитель;
  • Автух Лариса Александровна, учитель.

Учреждение:

ГКОУ СО "Екатеринбургская школа №3"

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса в коррекционной школе, а также компонентом образования во внеклассной работе по предмету. Сущность исследовательской деятельности состоит в самостоятельной работе учащихся под руководством учителей над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичная презентация. Организуя проектную деятельность, учитель формирует жизненные компетенции учащихся. 

Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло, или перевоспитать главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с детьми по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Цель проектной деятельности - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно – познавательных умений и навыков, чтобы лучше усваивать учебный материал по различным учебным курсам. В коррекционной школе для детей с умственной отсталостью не всегда можно полностью реализовать проект. Это зависит от сложности дефекта обучающихся, уровня усвоения ими знаний, темпа деятельности и психологических особенностей личности. В коррекционной школе могут быть использованы информационные, творческие мини-проекты, междисциплинарные практико-ориентированные проекты. По типу руководства проект в коррекционной школе осуществляется под непосредственным руководством педагога. Участниками данного проекта являются дети старших классов, педагоги. Целью данного проекта: воспитание положительно-личностных качеств у детей через знакомство с русским народным творчеством по сказке "Морозко". 

Результатом реализации данной проектно-исследовательской деятельности стало не только удовлетворение обучающихся – участников проекта своей работой, но и заинтересованность, а также искреннее желание участвовать в подготовке и постановке подобных театрализованных игр-инсценировок со стороны других старшеклассников.

Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются детям с ОВЗ чаще традиционно и недостаточно разнообразно. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются школьникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

В данном проекте раскрываются особенности работы со сказкой с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Как сделать жизнь обучающихся с ОВЗ разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству, привить любовь к русским народным сказкам? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя. 

Основная проектная идея состоит в том, что наиболее адекватной для школьников формой эстетического воспитания является организация школьного театра в рамках внеурочной деятельности – это способствует развитию творческих возможностей учащихся, развивает их внимание, наблюдательность и волевые качества.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт творческой работы. Дети научатся коллективной работе, работе с партнером, научатся общаться со зрителем, научатся работать над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретут навыки критически оценивать, как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Целью проекта "Театрализованная игра сказки "Морозко" является

  • создание условий для развития творческих способностей учащихся; обеспечение дополнительного образования учащихся в сфере театрального искусства; 
  • решение проблемы воспитания и досуга; 
  • диагностирование и коррекция психологических комплексов, адаптация учащихся к современным социальным условиям.

Были определены следующие основные задачи:

  • познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены;
  • через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов;
  • через упражнения из области актёрского мастерства научить концентрировать внимание, развивать фантазию, обладать образным видением, научить анализировать и владеть психофизическим состоянием;
  • через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать логическое мышление, способность выстраивания событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану, способность выражения мысли через сопутствующее событие, способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства, образное видение; 
  • поставить спектакль.

Методы реализации проекта. Руководство данным проектом осуществлялось: учителем ИЗО Лазарь Аленой Александровной, учителем математики Автух Ларисой Александровной.

  • для реализации проекта использовались материально-техническая и учебная базы ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 3" учебно – воспитательного корпуса на Ляпустина,4 и ЕДДИ.
  • привлечение учащихся 7-9 классов для практической реализации проекта.

Описание действий

Срок исполнения

1. Морозко» - русская народная сказка, чтение художественной литературы, просмотр фильма

Январь 2016 года

«Опиши героя сказки» беседа – описание

Январь 2016 года

 «Рисуем сказку» – художественное творчество, раскрашивание раскрасок по сказке

Февраль 2016 года

«Учимся перевоплощаться» - беседа

Февраль 2016 года

«Распределяем роли» - игровая ситуация

Март 2016 года

«Играем в сказку» - репетиция эпизодов сказки

Март 2016 года

«МОРОЗКО» - игра-инсценировка, поставить спектакль силами участников проекта

Март 2016 года

Участники и руководители проекта

  1. Учащиеся 7-9 классов (Азанов Владимир, Салычева Александра, Жегалова Юлия, Макарова Ксения)
  2. Учитель ИЗО Лазарь Алена Александровна 
  3. Учитель математики Автух Лариса Александровна

Имеющиеся ресурсы  - материально-технические:

  • Аудио-установка;
  • Видео-установка;
  • Фотокамера;
  • Элементы театральных декораций;
  • Персональный компьютер для обработки сценарного материала. 

Механизмы реализации проекта

Основным механизмом реализации проекта является регулярная организация занятий по театрализованной игре для учащихся целевой группы с целью постановки спектакля.

Перспективы проектной деятельности

В 2015 - 2017 учебных годах планируем поставить силами учащихся старших классов театрализованное представление приуроченные к праздникам:

  • "Буратино окончил школу"
  • "Незнайка идет в школу";
  • "Новогоднее приключение Маши и Вити"

Исходя из концепции специального образования, одной из наиболее важных технологий, применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является технология коррекционно-развивающего обучения. 

Учебно-познавательная деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья на низком уровне и очень важно, чтобы процесс обучения проходил в условиях благоприятного психологического климата, что в свою очередь ведёт к повышению учебной мотивации, к ситуации успеха. Использование нестандартных форм проведения уроков способствуют развитию и коррекции мыслительной деятельности. 

Цель проектной деятельности - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно – познавательных умений и навыков, чтобы лучше усваивать учебный материал по различным учебным курсам. В коррекционной школе для детей с умственной отсталостью не всегда можно полностью реализовать проект. Это зависит от сложности дефекта обучающихся, уровня усвоения ими знаний, темпа деятельности и психологических особенностей личности. В коррекционной школе могут быть использованы информационные, творческие мини-проекты, междисциплинарные практико – ориентированные проекты. По типу руководства проект в коррекционной школе осуществляется под непосредственным руководством педагога. 

Задачи при обучении школьников проектной деятельности:

  1. формировать навыки сбора и обработки информации (развивать умение внимательно слушать, рассматривать, наблюдать);
  2. формировать и развивать творческие способности;
  3. развивать у ученика коммуникативные умения и навыки;
  4. формировать позитивное отношение к работе;
  5. обучать элементарному планированию деятельности.

Планируемые результаты данной работы:

  • Личностные:
    • формирование ценностных ориентиров на основе развития познавательных интересов, учебной мотивации.
  • Регулятивные:
    • целеполагание (с помощью учителя)
    • планирование (определение последовательности действий с помощью учителя)
    • саморегуляция (способность к преодолению препятствий)
  • Познавательные:
    • усвоение необходимой информации;
    •  построение речевого высказывания
  • Коммуникативные:
    • умение слушать и вступить в диалог;
    • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1. Актуальность

Игровая деятельность в образовании является особой формой для самовыражения своего я. Одним из видов игр являются игры – театрализации, которые способствуют физическому, психическому, нравственному - волевому и творческому развитию детей.

Наравне с другими образовательными областями театрализованная игра стимулирует развитие речи, слуха, воображения, ориентирования, уверенности в самовыражении, но эта деятельность недостаточно представлена в образовательном процессе. И поэтому возникла необходимость в более широком и углублённом ознакомлении детей со сценической игрой.

Сказка в развитии каждого ребёнка является главным объектом познания мира. Многочисленные зарубежные сказки, которые преобладают в издаваемых книгах, по телевидению, на дисках, их персонажи отвлекают детей от их истинного русского прошлого. И поэтому только русские народные сказки смогут реализовать задачи этого проекта, так как они не только интересны по содержанию, но и несут в себе самобытную мудрость, колорит, юмор. Они учат тому, что добро всегда побеждает зло, что издавна заложено в истоках русского народа.

2. Концепция

2.1 Вид и типология проекта

  • Творческий
  • Среднесрочный
  • Совместный с педагогами
  • Групповой

2.2 Участники проекта

Участниками данного проекта являются дети старших классов, педагоги.

2.3 Цель и задачи проекта

Цель проекта: воспитание положительно-личностных качеств у детей через знакомство с русским народным творчеством по сказке "Морозко". 

Задачи проекта для детей:

  • учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов;
  • знакомить с компонентами сценической игры: чистоговорками, мимическими упражнениями, пантомимой, ритмопластикой;
  • расширять представления об устном народном творчестве (сказке);
  • развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия;
  • воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал, способность к самовыражению.

2.4 Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит достичь следующих результатов:

У детей:

  • умеют выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов;
  • знакомы с компонентами сценической игры: чистоговорками, мимическими упражнениями, пантомимой, ритмопластикой;
  • имеют представления об устном народном творчестве (сказке);
  • проявляют интерес к театрализованной игре;
  • проявляют артистические качества, способность к самовыражению.

2.5 Продукт проекта

Продуктом данного проекта является театрализованная постановка русской народной сказки "МОРОЗКО".

3. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта

  1. I Этап – Концептуальный.
    1. Выбор темы проекта, мотивация выбора.
    2. Формулирование целей и задач проекта.
    3. Определение содержания проекта (проектно-тематический план).
  2. II Этап – Формирующий.
    1. Выполнение проектно-тематического плана.
  3. III Этап – Заключительный (рефлексия)
    1. Презентация проекта (театрализованное представление сказки "МОРОЗКО").
    2. Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.
    3. Организационный этап: 
      1. Подготовка материала - подбор наглядных и дидактических материалов: предметные картинки, звуковые файлы.
      2. Атрибуты для проведения игр на развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук и театрализации.

Проектно-тематический план

Работа с детьми

  • "Морозко" - русская народная сказка, чтение художественной литературы, просмотр фильма
  • "Опиши героя сказки" беседа – описание
  • "Рисуем сказку" – художественное творчество, раскрашивание раскрасок по сказке
  •  "Учимся перевоплощаться" - беседа
  • "Распределяем роли" - игровая ситуация
  • "Играем в сказку" - репетиция эпизодов сказки
  •  "МОРОЗКО" - игра-инсценировка

Результатом реализации данной проектно-исследовательской деятельности стало не только удовлетворение обучающихся-участников проекта своей работой, но и заинтересованность, а также искреннее желание участвовать в подготовке и постановке подобных театрализованных игр-инсценировок со стороны других старшеклассников.

4. Продукт проекта

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; расширению активного и пассивного словарного запаса, развитию и коррекции ВПФ; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

 На наш взгляд, дальнейшее использование проектной деятельности в работе с детьми с умственной отсталостью будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с умственной отсталостью. Овладение данными знаниями помогает детям понять смысл изменений, происходящих в природе и жизни людей, способствует формированию жизненных компетенций.

После завершения работы над проектом учитель делает определённые выводы, анализирует работу учащихся на каждом этапе реализации, оценивает.

Некоторые критерии оценивания работ, учащихся:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; 
  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении рассказать о проделанной работе;
  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 
  • осознание ценности труда людей, умение подбирать в соответствии с временем года и характером погоды одежду, обувь.