Познавательно-творческий проект "Герб семьи"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: Познавательно-творческий проект "Герб семьи" 

Тип конкурсной работы: Познавательно-творческий проект

Обучающиеся: дети, родители старшей группы "Мальвина" детского сада № 46 (возраст детей - 5-6 лет).

Педагоги:

  • Кузнецова Алена Анатольевна, учитель-дефектолог;
  • Руднева Ирина Анатольевна, Шолохова Наталья Юрьевна, воспитатели

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида "Гармония" (МАДОУ детский сад "Гармония"), структурное подразделение детский сад № 46 "Золотой ключик". 

Одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы в детском саду является организация взаимодействия с родителями с целью сохранения единого образовательного пространства. В соответствии с рекомендациями ФГОС ДО, педагоги должны обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Наших родителей бывает нелегко включить в партнёрство. Поэтому необходимо создавать условия для привлечения родителей к активному сотрудничеству с детским садом. Для этого всё чаще мы используем такую познавательно-практическую форму взаимодействия с семьёй, как проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов предполагает стимуляцию познавательной и творческой активности детей и взрослых, расширение самостоятельности и целенаправленности всех членов семьи.

Зачастую именно дети становятся стимулирующим началом к участию в проекте – они выбирают тему мини-проекта, затем активно подталкивают мам и пап изо всех своих детских силёнок к поиску информации, к совместному оформлению работы, к изготовлению фотографий и т.д. Тем самым они непроизвольно способствуют повышению ответственности родителей не только за подготовку проекта (в частности), но и за воспитание своего ребёнка (в целом).

Учитель-дефектолог при организации проектной деятельности учитывает различные факторы:

во-первых, особенности индивидуального развития воспитанников – характер и степень выраженности нарушений; специфические расстройства поведения и общения; интересы и увлечения; потенциальные возможности;

во-вторых, особенности семьи – культурно-образовательный статус, социально-психологические установки, традиции семейного воспитания.

Основная цель проекта "Герб семьи» – формирование у ребёнка с ОВЗ чувства принадлежности к своей семье, гордости за достижения разных поколений семьи, уважения к семейным традициям и устоям. Через нравственно-этическую систему отношений ребёнка с близкими, через творческие формы совместной с родными деятельности, через приобщение к семейным ценностям он развивается и успешно социализируется. 

Привлечение внимания родителей к проекту было организовано разными средствами – наглядная информация, словесные формы, пример других семей, общение через посредников-детей...

Консультации и советы носили рекомендательный характер; по возможности, стимулировали самостоятельное решение задачи создания герба. 

Презентация изготовленных гербов вызвала у детей необычайное чувство гордости, они с увлечением делились, с кем они выполняли работу и каким способом были нарисованы гербы. 

Считаем данный проект педагогически целесообразным, эмоционально поддерживающим, результативным.

Проектно-исследовательская деятельность была проведена совместно с родителями воспитанников группы.

Стоит отметить, что наша работа не является в полном смысле проектно-исследовательской. К сожалению, ограниченные возможности здоровья воспитанников детского сада не позволяют им разрабатывать и представлять детско-родительской общественности индивидуальные исследовательские проекты – с самостоятельным замыслом, осознанным поиском решения, качественным подбором информации из разных источников, полноценным исследованием, уверенным оречевлением результатов своего труда. Поэтому мы практикуем коллективные краткосрочные мини-проекты, инициированные педагогами группы (учителем-дефектологом и воспитателями). Педагоги выступают в роли организатора, руководителя, консультанта, помощника. Наша цель – направить познавательно-речевую деятельность воспитанников на определённый и запланированный результат. Используя педагогическое мастерство, мы стараемся увлечь детей и родителей тематикой проекта, совместно распределяем содержательные линии, содействуем в реализации проектных действий, стимулируем сбор материала, создаём условия для презентации результатов в доступной для детей форме, помогаем оценить усилия каждого участника проекта.

Инициатором проекта «Герб семьи» стала учитель-дефектолог Кузнецова Алена Анатольевна. Цель организованной в рамках проекта работы – познакомить родителей с наукой «геральдика», объединить детей и взрослых в процессе совместного поиска стержневых установок и приоритетов семьи, инициировать формулировку семейного девиза на основе любимых занятий, увлечений, жизненных устремлений, сплотить семью интересным делом.

Во все времена существовало стремление людей выделять себя, свой род, свою семью с помощью индивидуальных знаков отличия. Так появляются семейные гербы. Учитель-дефектолог подготовила и провела практикум по созданию семейных гербов. Были даны рекомендации по поэтапному оформлению работы: собрать как можно больше информации о своих предках; на семейном совете выявить совместные ценности, интересы и увлечения; определить форму герба; выбрать знаковые семейные символы из набора геральдических фигур; продумать цветовое оформление этих изображений; создать на основе собранного материала рисунок герба; придумать девиз – слова, которые характеризуют семью, выражают жизненные правила семьи; презентовать герб семьи детям и педагогам группы. 

Родителям был предоставлен наглядный познавательный материал в родительском уголке, были проведены беседы и консультации.

Оценить, какими заботами живёт семья, что в отношениях детей и взрослых самое главное, какие традиции поддерживаются в семье, чем семья может похвалиться – вот какую задачу поставил проект перед родителями. Не все семьи оказались готовы к такой аналитической деятельности. Поэтому вниманию жюри представлены 2 герба, разработанных самыми активными семейными коллективами на основе рекомендаций и советов учителя-дефектолога (семьи Димы Рудакова и Никиты Блажен). Эти работы наглядно демонстрируют творчество родителей – гербы выполнены как в стандартной форме (Никита), так и в необычной, но соответствующей духу семьи! (Дима).

Воспитатели, увлекшись идеей создания гербов, провели индивидуальную работу с 2 воспитанниками, чей психолого-педагогический статус позволил организовать элементарное исследование (Руднева Ирина Анатольевна и Егор Сорвилов, Шолохова Наталья Юрьевна и Андрей Пенкин). В совместной с детьми деятельности (беседы, рассматривание семейных фотоальбомов, обсуждение семейных традиций, чтение русских пословиц) были определены приоритетные особенности семейных отношений, совместно с детьми нарисованы гербы, придуманы истории о семейных ценностях, выбраны девизы.

Кстати, педагоги группы в ходе реализации проекта создали также гербы своих семей! Тем самым сотворчество объединило и семьи педагогов.

По словам родителей, создание герба внесло свежую струю в жизнь семьи, было интересным, увлекательным и поучительным.

Таким образом, наш проект решает такую важную педагогическую задачу как углубление детско-родительских взаимоотношений на принципах социальной активности и уважения, сотворчество членов семьи, мотивация к сотрудничеству семьи с детским садом.

1 герб

Семья Димы Рудакова (6 лет), руководитель – Кузнецова Алена Анатольевна. 

Семья первой откликнулась на идею создания герба.

Семья полная – мама Анна Николаевна, папа Борис Александрович, сыновья Дмитрий и Максим.

Они неслучайно выбрали в качестве основной фигуры танк. Папа – военнослужащий нашей воинской части № 3280, офицер, мужественный и надёжный человек, настоящий защитник России и своей семьи. 

У родителей подрастают 2 сына, и идея защиты, заботы в этой семье для мужчин актуальна.

Семья очень дружная, всегда и в любом деле вместе, двигаются в одном направлении, как боевая машина. Поэтому и девиз выбрали подходящий – "Один за всех, все за одного!". 

Ответственная семья Рудаковых принимает участие во всех семейных конкурсах – будь то конкурс рисунков, спортивные соревнования, выставка фотографий домашних питомцев или конкурс рукотворных поделок... Это действительно крепкая и дружная семья!


2 герб

Семья Никиты Блажен (6 лет), руководитель – Кузнецова Алена Анатольевна. 

Семья полная – мама Надежда Валерьевна, папа Игорь Сергеевич, сын Никита.

В гербе чётко прослеживаются 2 важные части. С одной стороны, прорисована тема мужества и стойкости, защиты и благородства (звезда, орёл). Папа Никиты является военным, служит в нашей воинской части № 3280, является авторитетом для жены и сына. С другой стороны, мы видим фигуры, рассказывающие о стремлении к знаниям, желание дать хорошее образование ребёнку (книга, глобус, дубовый листок). Мама работает воспитателем в школе, много занимается с сыном. Развитие и воспитание ребёнка – объединяющее начало этой семьи.

Родители учат мальчика ставить цели и добиваться их своим трудом. Стремление членов семьи к профессиональному росту и социальной успешности – их приоритет. 

Если соединить всё вместе – получается семейный девиз "Защищать, учить, добиваться!"

Семья неравнодушная, часто принимает участие в различных семейных конкурсах.


3 герб

Егор Сорвилов (5 лет), руководитель – Руднева Ирина Анатольевна.

В семье Егора – 3 детей и любящая мама. Бабушка и дедушка помогают маме воспитывать детей, окружают их своей любовью, нежностью, заботой. 

Мама преданно служит своей профессии, трудится много лет на одном предприятии, обеспечивая материальное благосостояние семьи (свеча как символ бескорыстного служения делу).

Семья увлечённо работает в своём саду, созидание – их тема. Поэтому мы видим растущие побеги в верхней части герба.

Семья отличается приветливостью, доброжелательностью, гостеприимством (изображения свечи и скамейки). Мама и дети всегда позитивны, дружелюбны – неслучайно были выбраны геральдические фигуры голубь и оливковая веточка (символы мира, чистоты помыслов).

"Где любовь и совет, там горя нет" – в качестве девиза семьи выбрана русская пословица о семейном спокойствии.


4 герб

Андрей Пенкин (6 лет), руководитель – Шолохова Наталья Юрьевна.

Маму, папу и сына связывают очень тёплые, близкие, трогательные отношения. Пожалуй, это самые добрые люди в нашей группе. Поэтому для нас, педагогов, стали важными такие символы в гербе, как сердце (горячая привязанность родителей и сына друг к другу, понимание с полуслова, нежность и ласка), ромашка (крепкая, верная семья), рука (искренность и открытость в общении). 

Много времени с мальчиком проводят бабушка и дедушка. Солнце – символ богатства (на наш взгляд, не только материального, но и душевного). 

Вместо девиза на гербе присутствует инициал – первая буква фамилии "П". Крепость семейных отношений в нескольких поколениях, прочность брака – надеемся, этому поспособствуют и дубовые листочки в гербе.

Пусть подкова приносит Пенкиным удачу в любых семейных делах, а красный фон – укрепит могущество семьи на долгие годы.