Мир профессий. Прошлое и настоящее

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: Мир профессий. Прошлое и настоящее

Тип конкурсной работы: Электронная презентация

Обучающиеся:

  • Фазлиахметов Александр Юрьевич, 6 класс
  • Петухов Владимир Алексеевич, выпускник

Педагоги:

  • Никитина Елена Ивановна, воспитатель
  • Банникова Ксения Николаевна, зам. директора ВР

Учреждение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"

"Без труда не может быть чистой и радостной жизни" (А.П. Чехов).

"Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер). 

Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают возможность задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем.

Представления о профессиях у воспитанников школы интерната (для детей с интеллектуальными отклонениями) довольно ограничены. Воспитанники, как правило, имеют небогатый опыт общения с представителями различных профессий. В основном они могут видеть особенности труда тех профессий, представители которых работают в образовательном учреждении, в магазинах…

Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. 

Таким образом, формирование представлений школьников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. 

В последнее время акцент воспитательной работы ставится на формирование у воспитанников общечеловеческих ценностей, в том числе воспитание трудолюбия, уважение к труду, знание про-фессий и их особенностей. Так же становится актуальным изучение истории и культуры нашей страны. 

В данном проекте мы постарались соединить несколько ключевых моментов. Это и знакомство воспитанников с историей нашей страны. А именно, какими профессиями и видами деятельности занимались люди в 19 веке. Так же мы постарались обратить внимание воспитанников на произведения художественного искусства, в которых отражены определенные профессии. А так же мы по-старались определить, какие профессии дошли до наших дней, а какие профессии исчезли, и с чем это было связано.

Задача данного проекта: расширить кругозор воспитанников школы-интерната, развивать познавательный интерес, интерес к истории, культуре нашей страны, воспитывать уважение к людям труда, изучить особенности определенных профессий.

Проблема профессионального самоопределения – одна из актуальных в воспитании детей с ОВЗ, в условиях образовательных учреждений интернатного типа. Поэтому, когда мы познакомились с конкурсными материалами, то сразу же приняли решение – обязательно принять участие. Мы сразу определились с направлением проектной деятельности - "Мир профессий».

В процессе работы над разработкой и реализацией проекта возникали определенные трудности, которые заключались в следующем. Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья достаточно сложно в большей степени самостоятельно работать над планированием и реализацией проекта. Сложности возникали с тем, что у воспитанников небогатый словарный запас, ограниченны возможности в плане оформления своей мысли. Ребятам довольно сложно анализировать, систематизировать информацию, вычленять главную мысль. Но при всех этих трудностях, дети проявляли неподдельный интерес к обозначенной теме проектной деятельности. 

Следующим этапом нашей работы стало – определение темы проектной деятельности. Мы долго думали и совещались на данную тему. Ребята пытались найти информацию о современных профессиях самых необычных, редких, востребованных. Пытались найти информацию о династиях в определенном виде профессиональной деятельности. В процессе поиска информации ребята обратили внимание на фотографию, сделанную еще в 19 веке. На этой фотографии были изображены водоносы. 

Мы заметили, что данная фотография заинтересовала воспитанников, и они самостоятельно начали искать информацию об этой профессии. Ребята выяснили, что профессии такой больше не существует, но у них появился интерес к тем профессиям, которыми владели наши предки раньше, много лет назад… И завертелось… Воспитанники окрыли для себя много нового, ранее им неизвестного. Ребята познакомились с такими профессиями, как извозчик, ямщик, бондарь, офеня, уличные торговцы, водовозы, бурлаки, фонарщики, телефонистки, крысолов, трубочист и прочие. 

Ребята с удовольствием рассматривали фотографии прошлых столетий. Их многое удивляло. Внешний вид, одежда людей того поколения вызвали интерес и любопытство воспитанников. Ребята обратили внимание на инструменты, которыми работали профессионалы того времени. Интересными для воспитанников оказались и необычные названия профессий, а так же необходимость того времени в перечисленных профессиях.

Далее дети стали выяснять причины исчезновения перечисленных профессий. И причина была одна – технический прогресс.

Воспитанники обратили внимание на профессии, которые зародились еще в древности, но не потеряли своей актуальности и в наше время: дворник, каменщик, мясник, трубочист.

Воспитанники стали сравнивать условия работы и обязанности в рамках одной профессии того времени и в наши дни. Ребята узнали много интересного. Так, например, мало чем изменились особенности работы мясника, но существенно изменились условия работы дворника. Ребята сделали вывод о том, что в перевозках люди нуждались всегда. Но в прошлые века перевозка могла быть организована только на лошадях. Сейчас, в то время, когда прогресс не стоит на месте, выпускаются различные марки автомобилей. И сейчас на этом транспортном средстве, в частности, удовлетворяются потребности людей в перевозках. То есть потребность людей сохраняется, но средства удовлетворения ее меняются. Профессия меняет название в силу технического прогресса.

Воспитанники сильно были удивлены особенностями работы телефонисток. Сначала их удивило, что на этой профессии работали только женщины. Особо их удивило оборудование, на котором работали телефонистки и очень были удивлены, когда узнали, то нужно было сделать телефонистке, чтобы состоялся телефонный разговор. Сейчас этого нигде не увидеть, ведь ребята пользуются сотовыми телефонами, и они никогда не задумывались о том, каким образом происходит соединение.

Считаем, что в данном проекте есть и еще одно ценное составляющее. Ребята могли увидеть произведения искусства прошлых столетий, на которых изображены профессии прошлых лет. Мы с ребятами обсуждали детали, эмоциональный фон, переданный художником на картине.

Так же ребята были удивлены тем, что некоторые профессии не потеряли своей актуальности и в наше время. Для них оказалось необычным, что в наше время еще существуют трубочисты. Конечно, профессия сейчас очень редкая, но однако она себя не изжила. Так же ребята были крайне удивлены тем, что в наше время еще трудятся бурлаки. Мы с ребятами просмотрели видеосюжет о нелегком труде бурлаков (в Бангладеше). Ребята были крайне удивлены тем, что в некоторых уголках земного шара люди могут работать в столь неблагополучной экологической обстановке за крайне низкую оплату труда, рискуя своим здоровьем и жизнью.

Удивлены были дети и тем, что и в настоящее время можно встретить настоящего шорника. Конечно, профессия эта крайне редкая, но услугами шорника еще пользуются коневоды.

Дети были удивлены тем, что люди в настоящее время покоряют Космос, но при этом остались востребованными профессии шорника, обсерщика, кочегара.

В ходе реализации проекта дети познакомились со многими профессиями, которые существовали в прошлые века, узнали особенности этих профессий, тонкости профессий. Узнали, какие профессии потеряли свою актуальность, а какие остались востребованными в наше время. Познакомились с некоторыми произведениями искусства. Учились сравнивать, анализировать, делать выводы. У детей появлялся искренний интерес к изучению этой темы. Они сделали для себя много открытий. Особенно их впечатлило то, что во время технического прогресса, в разных уголках земного шара используется тяжелый труд уже казалось бы, изживших себя профессий.

 Проблема профессионального самоопределения – одна из актуальных в воспитании детей с ОВЗ, в условиях образовательных учреждений интернатного типа. Поэтому, когда мы познакомились с конкурсными материалами, то сразу же приняли решение – обязательно принять участие. Мы сразу определились с направлением проектной деятельности - "Мир профессий".

В рамках данного направления мы определились с темой проектной работы: "Мир профессий. Прошлое и настоящее". В рамках работы над этим проектом дети могли познакомиться с такими профессиями, как водонос, дворник, кочегар, трубочист, фонарщик, шорник, бондарь, бурлак, почтальон, извозчик, крысолов, телефонистка, офеня и пр. дети узнали, что многие из этих профессий стали не востребованы из – за технического прогресса, а некоторые профессии востребованы и по сегодняшний день. Более того, в рамках работы над данным проектом дети могли ознакомиться с произведениями искусства, с картинами, на которых изображены некоторые изучаемые профессии. Дети имели возможность перенять культурное наследие нашей страны, много узнали нового, интересного для себя. Вот что дети выяснили для себя по каждой изученной профессии:

Водонос

В русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, а в городе с водой было сложно. Вода в реках и прудах была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. Цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод. Сейчас эта профессия исчезла.

Дворник.

Профессия эта возникла, когда начался активный рост городов и разделение общества на классы. Именно тогда появилась потребность в людях, которые отвечали бы за чистоту улиц, площадей, других городских территорий. В 1879 году был издан указ, по которому "в каждом доме в Москве должен быть дворник для очередного дежурства днем и ночью на улице". Дворники не могли быть младше 21 года, и они должны были знать всё о жильцах и сотрудничать с полицией. 

В нашей стране до революции дворник был обязан следить за работой уборщиков, наблюдать за общественным порядком. Дворник в доме был весьма уважаемой фигурой. 

Сегодня развитыми странами проводится большая работа по механизации труда дворников. Дороги и площади чистят и моют специальные машины. Дворники же следят за чистотой на территориях, которые прилегают к зданиям: жилым домам, школам, магазинам, больницам и т.д. При этом они используют не только ручной труд, но и механические приспособления. Профессия эта сохранила свою актуальность и в наше время, но обязанностей стало меньше, нежели раньше.

Ямщики и извозчики. Это совершенно две разные профессии. Ямщик — это водитель междугородних маршрутов. Он возил не только людей, но и почтовые посылки, грузы, товары для магазинов, корреспонденцию. А извозчик — это водитель городского такси. Извозчики делились на определенные "касты". Среди них выделяли “Ломовиков” — грузовое такси, извозчики работали на лошадях-тяжеловозах. “Лихачи” — предоставляли услуги для состоятельных граждан. Лошади у них были сытые, красивые и удобные коляски. Поездка у “лихача” обходилась в целых 3 рубля.

“Ваньки”. Приезжие из деревень и не имеющие своего транспорта. Им приходилось арендовать лошадь и коляску. “Ваньки” предоставляли услуги эконом-класса и поездка у них обходилась в 30-70 копеек.

Кроме частных извозчиков работали и городские службы -”голубчики” и “резвые”. Их можно было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказывали городского извозчика на специальной бирже. Поездка на городском извозчике редко обходилась дороже рубля. 

Профессии ямщика и извозчика были на столько популярны, что оставили огромный след в русском искусстве, а особенно в литературе. Есть много произведений живописи, литературы, где рассказывается, пишется об этих профессиях.

Каменщик. С тех незапамятных времен, когда человек впервые научился, обжигая глину, делать из нее кирпичи, появилась профессия каменщика. Прошли не века, а тысячелетия, а каменщик как строил, так и продолжает строить надежные, долговечные и прочные сооружения. И будет еще столько строить, сколько жить человечеству. Каменщик – это одна из разновидностей строительных специальностей, профессионал, который возводит здания, различные инженерные сооружения из материалов, как природных, так и искусственных. Основной вид деятельности каменщика включает в себя кладку из кирпича. Кирпич для разных нужд бывает очень различным, его размеры могут быть от сигаретной пачки до полколеса легкового автомобиля, а соответственно, и вес – от сотен грамм до пятидесяти килограммов. Каменщик – это серьёзная и уважаемая профессия, требующая от человека полной самоотдачи и организованности. От того, какой дом построит каменщик, насколько качественно он сложит стены, зависит и долговечность здания, и микроклимат во внутренних помещениях. Отсюда – уют и комфортность проживания в доме, а значит, и здоровье его жителей. 

Кочегары обслуживали печи горожан. Обязательные аксессуары кочегара - удобная одежда, высокие кожаные сапоги и топор. Данная профессия сохранила востребованность и в наши дни. 

Мясник. Униформа мясника мало изменилась со времен Средневековья: разделывающие туши работники действительно, по-прежнему ходят в фартуках и орудуют огромным ножом. Разбор туши на составляющие – тонкая, почти ювелирная работа, к тому же очень сложная, ведь мяснику приходится обрабатывать туши коров, свиней, овец, птиц, к каждой из них нужен особый подход и ни в коем случае нельзя портить деликатесные куски. Чтобы профессионально разделывать туши, нужно хорошо знать анатомическое строение животных, соблюдать вес и рецептуру готовых изделий, а также обладать крепким телосложением – не все могут выдержать огромные нагрузки на производстве полуфабрикатов: если говорить в цифрах, то среднестатистический мясник обрабатывает за смену порядка шести тонн мяса.

Почтальон. Еще в Древней Греции и Египте появились гонцы, которые должны были перевозить устные или письменные послания. Но эти послания были единичными и не имели формы гражданской почты. На Руси корреспонденцию государственного или торгового характера перевозили из одного города в другой ямщики на сменных лошадях. Так как почтовой службы в городах не было, они разносили письма по адресам. Петром I были учреждены первые почтамты, появились и разносчики писем – почтари. До революции сотрудники почтового ведомства носили форму, как жандармы или офицеры. Профессия существует и востребована в наше время.

Заточник — очень древняя профессия. Она существовала уже во времена пещерных людей. И тот, кто умел затачивать лучше всех - с давних времён пользовался уважением окружающих. У таких людей было особое почётное положение и особый статус. Раньше заточники ходили по дворам и предлагали свои услуги, которые были очень востребованы. Появление во дворе точильщика всегда всеми ожидалось с нетерпением. Как только со двора доносилось протяжное: "Ножи, ножницы точить! Старые кастрюли паять!", сразу же со всех сторон, через все двери начинали выбегать и женщины и дети. С ножами, ножницами. Большими, маленькими, всякими. С ведрами, кастрюлями, мисками и кружками. А точильщик ставил свой точильный станок посреди двора и начинал свою работу. Зрелище было захватывающе интересно. Из-под точильных дисков веером неслись яркие искры. Диски вращались от колеса с шатуном, который крепился к дощечке-подножке. А подножку мерно нажимал точильщик. Колесо крутилось, а у него был кожаный приводной ремень, который вращал маленькое колесо, закрепленное на одной оси с точильными дисками. Немудреная механика. Но как здорово у него все получается. Засмотреться можно.

Бурлак — это наемный рабочий, который выполнял функцию тягловой силы, а именно: шагая по берегу, тянул за собой при помощи бечевы речное судно против течения. Бурлак был не один, а как правило это была целая команда - артель. Такой труд был очень тяжелый, монотонный и сезонный, бурлаки тянули судна по весне и осени. В такой тяжелой работе бурлакам помогали песни. Одна из известных бурлацких песен была “Эх, дубинушка, ухнем” и пелась она в самые тяжелые моменты бурлацкой работы. Бурлацкий труд исчез после появления и распространения пароходов. 

До наших дней дошло напоминание о тяжелой работе бурлаков в картине Репина “Бурлаки на Волге”. В Интернете мы нашли статью журналистов “National Geographic” о бурлаках нашего времени. В Бангладеше, в порту где занимаются разборкой старых кораблей до сих пор используется труд бурлаков. Это что - то невероятное!

Трубочист. Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то "тайной" работой. Результата их труда никто не видел: ведь не по-лезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Роди-ной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад - трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии. 

Фонарщик. Профессия фонарщика существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили кероси-ном. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сей-час можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

Шорник. Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени. 

Бондарь Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. 

Профессия крысолова давно забыта, хотя в свое время была очень популярной, особенно в Средние века. Крысоловы спасали целые города от нападок крыс - переносчиков опасных инфекций.

На такой опасной работе можно было подхватить любую болезнь, но крысоловы храбро сражались с полчищами грызунов, тем самым улучшая жизнь граждан. Люди боялись и уважали крысолов одновременно. Связано это с тем, что люди не понимали как крысоловам удается увести крыс, ведь у обычных людей это не получалось. Да и способы уничтожения крыс были не всегда традиционные, некоторые крысоловы в своей работе использовали музыку, чтение молитв и заклинаний.

Сейчас профессия крысолова распространена в очень бедных странах, для которых это чуть ли не единственный способ борьбы с распространением инфекций.

Телефонистками были исключительно женщины и их работа заключалась в коммутации на телефонной станции до изобретения АТС.

Работа телефонистки была достаточно напряженной, были ночные смены и интенсивный ритм работы, телефонистка должна была осуществить соединение за 8 секунд. За этот короткий промежуток времени телефонистка должна была принять вызов, сопоставить в какое именно из доступных абонентских гнезд втыкать шнур и произвести соединение.

Коробейниками или ходебщиками, или офенями назывались мелкие торговцы на Руси. Товар, который они продавали, носили в больших лубочных коробах из-за чего и стали называться коробейниками. Вообще на Руси отношения к этой категории трудящихся было не однозначное. Профессия коробейника переходило от отца к сыну. Отец коробейник с детства учил сына, как продавать, а са-мое главное обманывать и обычные люди постоянно становились жертвами обмана коробейников.

Цирюльники-хирурги, слесари, продавцы необходимых в хозяйстве вещей во множестве бродили по городам и весям. Товар или инструменты носили в корзинах, часто на голове, у некоторых были переносные прилавки, раскладные сундуки-витрины, наиболее успешные имели ослика. Зазывали покупателей всячески: громкими криками, остроумными стишками, некоторые пели песенки и баллады. Цирюльники-хирурги, слесари, продавцы необходимых в хозяйстве вещей во множестве бродили по городам и весям. Товар или инструменты носили в корзинах, часто на голове, у некоторых были переносные прилавки, раскладные сундуки-витрины, наиболее успешные имели ослика. Зазывали покупателей всячески: громкими криками, остроумными стишками, некоторые пели песенки и баллады.

Во второй половине XIX-начала XX в.в. многие крупные предприниматели были выходцами из крестьянской среды. Из многодетных семей сыновья уходили в города на заработки. Начинали с простой торговли, работали разносчиками, лотошниками или на побегушках, в магазинах, погребах и складах. Трудились они, проявляя предприимчивость, талант коммерции, скапливая иногда значительные сбережения, становились купцами. Не стала исключением из этого династия Абрикосовых — создатели фабричного кондитерского и консервного производства в России, владельцы сети магазинов розничной и оптовой торговли во многих городах Российской империи, основатели самого известного и крупнейшего кондитерского предприятия, меценатов и благотворителей.

Основателем династии является крепостной Степан Николаев-крестьян села Троицкое Чем-барского уезда Пензенской губернии. Степан с детства увлекался кулинарным ремеслом. Со временем он прославился на весь уезд своей абрикосовой пастилой и вареньем. Многим дворянам, которые на лето приезжали на свои дачи в Пензинскую губернию, варенье Абрикосова очень нравилось, и они заказывали его себе в Москву на зиму.

Фабрика знаменитого предпринимателя, мецената Абрикосова А.И. продолжает работать и сейчас. Только носит она имя человека, который не имел никакого отношения к пищевой промышленности - Пётра Бабаева. О нем известно, что был он слесарем Сокольнических трамвайных мастерских, членом Московского комитета РКП(б) и погиб от руки белогвардейца в 1920 году. Спустя два года его именем была названа кондитерская фабрика Абрикосова, расположенная недалеко от бывших трамвайных мастерских. Однако еще несколько лет на этикетках изделий после слов "Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева" в скобках значилось: "быв. Абрикосова", что помогало сохранить покупателя. Магазины Абрикосовых, изысканно оформленные, славились еще и высокой культурой и отменной выучкой продавцов и приказчиков. И, конечно же, яркая и интересная упаковка абрикосовских изделий очень способствовала их популярности. Разнообразные по форме, с оригинальными рисунками, металлические, картонные, деревянные, обтянутые тканью (например, бархатом) короб-ки, стеклянные банки, бумажные этикетки и обертки, "абрикосовские открытки", вложенные заботливой рукой в коробки с "КОНФЕКТАМИ", не только помогали эффективной реализации, к примеру, конфет или шоколада, но и являлись своего рода памятными сувенирами "От Абрикосова" - покупатели зачастую хранил их у себя дома долгие годы. 

Вот с какими особенностями не совсем обычных профессией познакомились воспитанники в процессе работы над данным проектом.