Урал многонациональный

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: Урал многонациональный

Тип конкурсной работы: Электронная презентация

Обучающиеся:

  • Фазлиахметов Александр Юрьевич, 6 класс
  • Петухов Владимир Алексеевич, выпускник

Педагоги:

  • Никитина Елена Ивановна, воспитатель
  • Банникова Ксения Николаевна, зам. директора ВР

Учреждение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"

Согласно ФГОС для детей с ОВЗ, одним из принципов образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, на наш взгляд, обусловлено доступностью для освоения ребенком особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка с ОВЗ. Дети с ОВЗ ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, окружающую природу, историческое прошлое, быт, культурные традиции. 

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них – Уральский федеральный округ. 

Именно об Урале пойдет речь в данном проекте. В данной работе мы представляем народы, заселяющие Урал, их обычаи и традиции. Мы знакомим ребят с различными национальностями, представители которых проживают на Урале. Здесь мы знакомим ребят с историей нашего родного края, географией… 

Работая над данным проектом, мы хотим посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны.

Реализация данного проекта будет способствовать воспитанию у детей толерантного отношения к людям разной национальности, культурному просвещению, гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. 

В процессе работы над данным проектом мы ставили следующие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес воспитанников к родному краю;
  2. Изучение с воспитанниками особенностей географического положения Свердловской области и Урала.
  3. Изучение исторических данных о первых поселенцах на территории Урала
  4. Изучение особенностей, традиций и национальных обычаев тех народов, которые заселяют Урал.

Нужно отметить, что в процессе работы над данным проектом, поставленные задачи были реализованы. Воспитанники смогли самостоятельно найти материал по заданному плану. Воспитанники с помощью педагогов смогли выделить особо важную информацию и оформить ее на слайдах.

В процессе работы наблюдался неподдельный интерес воспитанников к изучаемому материалу. Особенно ребят привлекали народные костюмы и обычаи, национальные традиции и праздники. 

На что обратили внимание дети и чем больше они заинтересовались?

Во-первых, ребята с большим интересом рассматривали результаты творчества камнерезов, живописцев, кузнецов Урала. Их привлекла красота расписных подносов, роспись по дереву и металлу, особо поразило творчество камнерезов. Ребята узнали, что у нас были династии живописцев – Худояровы, Дубасниковы, Головановы, Перезоловы. В последующем мы с ребятами планируем более подробно изучить биографию представителей этих династий и их творчество. Это будет наш следующий проект.

Во-вторых, ребят удивило, что у народов манси развит культ медведя. Им это было в диковинку. 

В-третьих, ребята обратили внимание на то, что у многих национальностей есть свое традиционное блюдо. Они отметили, что в Башкирии – традиционное блюдо – бишбармак. У Казахов главным ритуальным блюдом является наурыз-коже, который состоит из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Детей поразило, что каждый ингредиент что – то обозначает: радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и т.д. У евреев - подается уникальное национальное блюдо шолент – еврейская запеканка. Детей поразило, как долго может готовится это блюдо. Это довольно древнее блюдо, пришедшее из библейских времен. Так как на Шаббат готовить нельзя, то шолент готовится загодя — ставится в духовку в пятницу вечером и медленно готовится всю ночь. Подается он теплым. Ребята сами предложили дополнительно изучать национальную кухню. Поэтому на перспективу так же хотим взять проекты по изучению национальной кухни.

В-четвертых, ребята были заинтересованы обычаями, праздниками различных национальностей. Особенно они отметили народный праздник Армении – День Святого Саркиса, на который девушки пекут специальное соленое печенье – ахаблит. Завороженно дети изучали народный праздник Ивана Купалы на Украине. Интересным им показался праздник Вой у удмуртов. По нашему, этот праздник называется Масленицей. Да и обычаи этих праздников очень похожи.

Ребят поразило, насколько ценятся семейные узы у некоторых национальностей (осетин, грузин, армян и пр.). Особенно ребят поразило то, что при стихийных бедствиях каждый, не лишенный способности ходить, осетин при малейшей тревоге спешил на место происшествия и по мере сил и возможностей помогал пострадавшим, чем и как кто мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр. Ни один человек не мог начать косить сено для себя, прежде чем будут обеспечены хозяйства беспомощных стариков, вдов, сирот.

Считаем, что работа над данным проектом была для ребят очень познавательной и полезной. Работа была направлена на духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, воспитание толерантного отношения к различным национальностям. Для успешной социализации воспитанников с ОВЗ в общество, для конструктивного общения с представителями разных национальностей на территории родного края, считаем, необходимо реализовывать подобные проекты.

В процессе работы над данной проектной работой воспитанники узнали особенности географического положения Свердловской области, Урала, занимаемую площадь, население. В результате ребята сделали следующие выводы:

Свердловская область образовалась 17января 1934 года и занимает площадь в 194,8 тыс. кв. км. Особенностью географического положения области является то, что она находится на стыке регионов, различных по своим природным и экономическим условиям. Соседями Свердловской области являются Курганская, Челябинская, Пермская, Тюменская области, Республики Башкортостан и Коми.

Свердловская область относится к числу наиболее крупных в России по количеству жителей. 

В Свердловской области проживает примерно 4297,7 тыс. человек. 

В 47 городах и 99 поселках городского типа сосредоточено 83,9% населения области. 

Административный центр – город Екатеринбург – насчитывает примерно 1404,7 тыс. человек.

Большинство населения - русские (90,6%), проживают также татары (3,5%), украинцы (0,9%), башкиры (0,8%), марийцы (0,6%), немцы (0,4%) и другие национальности.

Воспитанники изучали исторический материал, в котором рассказывается о первых жителях Урала. В результате изучения информации, ребята сделали следующие выводы:

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Люди на данную территорию переселились из Средней Азии.

 Вскоре дети задали вопрос "Исконный уралец – кто же он?"

 Башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые "Во-гулкой".

Потом воспитанники стали изучать традиции и национальные обычаи тех людей, которые заселяют территорию Урала. В результате поисковой деятельности, дети смогли найти следующую информацию:

Большая часть людей, проживающих на Урале - русские

Со дня поселения на Урале занимались ремеслами, кузнечным ремеслом, росписью по дереву и металлу, камнерезным искусством. Большой популярностью пользовались расписные подносы. Центрами их изготовления являлись заводы Демидова в Нижнем Тагиле, Невьянске, Нижней Салде. Здесь сложились целые династии живописцев – Худояровы, Дубасниковы, Головановы, Перезоловы. Традиции художественного металла находили применение в украшении деревянных сундуков. Этот промысел сложился в Нижнем Тагиле и получил известность не только на Среднем Урале, но и за его пределами

Манси (одни из первых заселили территорию Урала): Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. У манси развит культ медведя. Когда охотнику удавалось убить зверя, это служило поводом для устройства своеобразного медвежьего праздника. Медвежью тушу приносили домой, и собирали людей родового коллектива. Не желая лишиться покровительства со стороны убитого зверя, просили его не сердиться на них, выдумывали всякие оправдания. Существенную часть праздника составляло обрядовое самооправдание охотников перед медведем: "Не я тебя убил, а чужой человек, который сделал это ружье". Но это оправдание не мешало съесть мясо медведя и воспользоваться случаем для устройства праздника.

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Один из древнейших народов Среднего Урала. Самоназвание башкорт переводится как "главный волк", но некоторые племена считали себя произошедшими от лисицы, поэтому мужские головные уборы часто украшались мехом волка либо лисицы. Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи. Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты – редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.

Казахи - самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – то наурыз – "рождение весны". Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название – Улыс Куны ("Первый день Нового Года") или Улыстын Улы Куны ("Великий день народа"). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят, друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который состоит из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную

Марийцы. Песни (муро, мыры) – самобытный и наиболее распространенный жанр творчества марийцев. Они связаны со многими явлениями народной культуры и быта. Различаются песни свадебные, гостевые, трудовые, игровые, похоронные и др. Их характерной особенностью является двухчастное построение образных выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением природного явления воспроизводится выражение чувств, состояния души или действия человека.

Татары. Радостным событием для семьи было рождение ребенка. На застолье по поводу рождения малыша мужчины и женщины приглашались отдельно. Татарский просветитель и историк Каюм Насыри так описывает этот обряд: "Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке под-носят к мулле. Он спрашивает родителей, как назвать дитя. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Ка-абы и читает молитву, затем три раза произносит: "Пусть твое драгоценное имя будет такое-то". Каждо-му из гостей подносят мед с маслом. Угощаясь, приглашенный кладет на поднос деньги, сколько мо-жет".

Евреи. Главным праздником евреи считают Шаббат ("суббота"). Праздник упоминается в десяти заповедях. Шаббат начинается в пятницу вечером зажиганием и благословлением, по меньшей мере, двух свечей, которые символизируют свет и сознание, дарующие Господом. Благословляется вино, напоминающее о сладости жизни, благословляется хала, яичный хлеб, специально выпекаемый к Шаббату. Обычно к Шаббату готовился куриный суп и курица в качестве главного блюда. К ужину на Шаббат подается уникальное национальное блюдо шолент – еврейская запеканка. Это довольно древнее блюдо, пришедшее из библейских времен. Так как на Шаббат готовить нельзя, то шолент готовится загодя — ставится в духовку в пятницу вечером и медленно готовится всю ночь. Подается он теплым. Зимой теплая еда была просто необходима. В те времена, когда не было индивидуальных духовок, шолент относи-ли общинному пекарю и забирали готовым в субботу. Главными ингредиентами шолента являются картофель, фасоль, лук и немного мяса.

Армяне. Народным праздником в Армении считается День Святого Саркиса, который отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина – Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - ахаблит. Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

Белорусы.Коляды (Сьвяты́и вэчори́) – один из самых популярных праздников у белорусов. По домам ходили ряженые, распевающие колядки – специальные песни, они водили с собой "козу", иногда и "медведя" – переодетых людей, которые разыгрывали представление у каждого двора, получая за это различное угощение и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого.

Поляки. Праздником, который в польской традиции занимает очень важное место, является Рождество. Особая атмосфера царит в канун Рождества – Сочельник (в Польше он называется Вигилия). С этим днем связано больше всего обрядов, обычаев и верований. Сочельник – самый семейный польский праздник. Большую роль в создании праздничной атмосферы играет оформление дома или квартиры. Главным украшением становится нарядная елка, без которой трудно представить праздник Рождества. Но это одна из самых молодых праздничных традиций. Первые елки появились в Польше в XIX в., главным образом, в немецких домах и домах горожан евангелического вероисповедания - выходцев из Германии. Постепенно обычай наряжать к Рождеству елку распространился по всей Польше. Ранее польские дома в праздничные дни украшались только ветками хвойных деревьев.

Украинцы. Из множества украинских праздников хотелось бы отметить праздник Ивана Купалы. Специально ко дню Купала ребята, и девчата изготовляли куклы-чучела – Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую одевают в женскую одежду. Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девчата, а – Купало ребята. И Купало, и Марену ждет трагическая развязка. Их обоих или топят, или сжигают. Главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Если прыгнуть очень проворно, то, считают, что будет хорошее здоровье, если удачно перескочат через пламя влюбленные, то они скоро поженятся. И не дай Вам Боже вскочить в огонь — беды на протяжении года не избежать. У самых смелых и чистых сердцем есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища.

Немцы. Одним из важных семейных событий у немцев считается совершеннолетие юношей и девушек. В протестантстве посвященная данному событию торжественная церемония в церкви называется конфирмацией, в католичестве это – первое причастие. После окончания церемонии обычно устраивают обед или ужин с праздничным пирогом, на который приглашаются все родственники, а виновнику торжества вручаются подарки, и даются напутствия.

Удмурты. Популярным национальным праздником удмуртов является праздник "Вой" (Масленица). Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми.

Грузины. Чтобы танцевать грузинские танцы, нужно непременно родиться грузином, а увидеть

настоящие грузинские танцы можно только в самой Грузии. При этом сами танцоры своими велико-лепными и отточенными движениями доставляют огромное удовольствие зрителям. Кажется, что во время исполнения танцует не только тело, но и душа. Очень популярен в Грузии чисто мужской танец под названием Хоруми. Это военный танец, который одновременно танцуют сразу до 40 мужчин. Танец связан с военной жизнью и выражает всю смелость и отвагу этой страны. И, конечно, в самом конце этого великолепного действа танцоры празднуют самую настоящую победу, ведь весь танец от начала, где они разбивали лагерь и до того момента когда враг был повержен, они показывали себя очень смелыми воинами.

Греки.День крещения – это один из самых важных дней в жизни православных греков. Обычно это происходит в первый год жизни ребенка. Как правило, до крещения новорожденный не имеет имени, и его называют просто моро ("малыш"). Церемония крещения начинается у входа в церковь, где родители ребенка отдают его в руки крестного отца или крестной матери (ноноси нона). Затем священник, родители и крестные проходят в церковь, где одна из женщин (обычно бабушка), берет ребенка на руки, его раздевают и заворачивают в белое полотенце. Затем священник благословляет воду из купели и добавляет оливковое масло, купленное крестными родителями. После этого он три раза погружает малыша в купель с освещенной водой, произнося выбранное имя (обычно это имя бабушки или дедушки). Ребенок принимает причастие от священника, его одевают в белую одежду, и священник вешает на шею золотую цепочку с крестом и дает младенцу его первое Святое Причастие. В конце церемонии родители целуют руки крестного отца и крестной матери и слышат пожелания от всех гостей: "на сас зиси" ("долгой жизни"). 

Чуваши. Этническую самобытность чувашского народа отражает похоронно-поминальный обряд. Как правило, чуваши справляли поминки в октябре или весной (если похороны состоялись осенью-зимой) на юпа, когда, по их мнению, душа усопшего сородича окончательно уходила в иной мир. Обряд юпа был завершающим и самым торжественным во всем похоронном цикле. В древности он длился не меньше недели, и чуваши каждый день совершали связанные с ним ритуальные действия. Юпа представлял собой столб, который делали из дерева высотой около 1-1,2 м от земли и 20-30 см в диаметре: для женщины - из липы, для мужчины — из дуба. Его устанавливали у изголовья могилы, и он, по сути, служил отражением образа умершего, символом связи земного с загробным миром, жизни и смерти.

Чеченцы. Крестьянин всегда живет заботами об урожае. Поэтому засуха - его враг. По старинному чеченскому поверью, надежное средство против засухи - змея. Как известно, змеи выползают особенно охотно в дождливые дни, отсюда и возникла вера в их связь с желанной небесной влагой. Чтобы вызвать дождь, чеченцы подвешивали убитых змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому, чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо.

Корейцы. Корейцы – работящий народ. Но праздниками и памятными датами никто не брезгует, а даже наоборот. Поскольку в стране используется два календаря, праздничных дат довольно таки не ма-ло. Не все праздники сохранили свои старинные обычаи. Но Лунный Новый Год продолжают праздновать, как подобает. Соль (или Новый год) - так называется первый день первого месяца, один из главных праздников в году. Корейцы встречают Новый год два раза. 1 и 2 января – официальная дата празднования Нового года. Новый год по лунному календарю имеет приблизительную дату - конец января или начало февраля. Его принято праздновать в кругу семьи и родных. Также корейцы посылают благодарственные открытки друзьям и товарищам с пожеланиями на будущий год. По обычаю дети наряжаются в ханбок (шелковые, красочные одежды), совершают поклон перед старшими, родителями (себэ), желая друг другу и членам своей семьи счастья (пок). Родители и старшие родственники награждают детишек небольшой суммой денег и дают мудрый совет. В целях развлечения в небо запускают воздушных змеев, перетягивают канат.

Мордва. Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделяются мокшанский и эрзянский комплекты одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзян со сложенным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек и монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Национальна обувь представляет собой остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обу-вью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Осетины. С древних времен в Осетии широкое распространение получил такой народный обычай взаимопомощи как зиу– бесплатная коллективная помощь, оказываемая родственниками, соседями, друзьями, знакомыми на строго добровольных началах. Корни его уходят в далекое прошлое. Молодежь отправлялась на луга и, в несколько часов покончив покос лишенной рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращались в аулы. Молодые женщины, в свою очередь, снимали хлеб с небольшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый, не лишенный способности ходить, осетин при малейшей тревоге спешил на место происшествия и по мере сил и возможностей помогал пострадавшим, чем и как кто мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр. Во многих селах и аулах решали старейшины, кому первому помочь. Эти решения выполнялись неукоснительно. Ни один человек не мог начать косить сено для себя, прежде чем будут обеспечены хозяйства беспомощных стариков, вдов, сирот.

Якуты. У якутов есть очень важный праздник кумыса – Ысыах. Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым небом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока, Якутское название праздника происходит от глагола "опрыскивать", "окроплять". В прошлом кульминацией Ысыаха действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действо в честь "светлых божеств", к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись прежде всего божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом - культом коня. В старинных якутских мифах говорится о том, что первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь-получеловек и только затем появились люди.

Киргизы (кыргызы). Чечкор – праздник урожая – издавна праздновался в кыргызском народе. По-кыргызски чечпятипалые вилы, употребляемые при работах на току. По этому слову назван праздник. Он посвящен покровителям и первоучителям земледельцев, тружеников, добрых людей, а так-же святых. Чтобы эти святые почтили своим присутствием, способствовали успеху работы и умножению зерна, исполнялись магические предписания: на молотьбу приходили все, совершив ритуал, читалась молитва, резалось животное. Из мяса готовилась трапеза для соседей, часть зерна выделялась для вдов, си-рот, нищих. Кто проезжал или проходил мимо тока или заходил туда, приветствовал работающих.

В результате работы над данным проектом воспитанники поняли, что они рассмотрели еще далеко не все национальности, которые проживают на территории Урала. И в последующем воспитанники желают продолжить изучение традиций и обычаев различных национальностей.