Белая тишина

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: Белая тишина

Тип конкурсной работы: Междисциплинарный познавательный проект 

Обучающиеся:

  • Белянин Александр Игоревич, 6А класс
  • Венков Дмитрий Владимирович, 6А класс
  • Матусеева Маргарита Михайловна, 6А класс
  • Медведев Иван Геннадьевич, 6А класс
  • Пинегин Семен Анатольевич, 6А класс
  • Суворов Николай Валерьевич, 6А класс
  • Сухова Ирина Александровна, 6А класс
  • Файзулин Руслан Марсович, 6А класс
  • Хлызов Анатолий Евгеньевич, 6А класс

Педагоги:

  • Завьялова Анна Владимировна, учитель

Учреждение: государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"

Каждая улица имеет своё название. Обычно мы пользуемся географическими названиями не задумываясь. Они нам привычны. Об их происхождении не всегда знают люди, которые здесь живут. Мы обязаны помнить и с уважением относится к памяти исторических событий, происходивших в нашей стране и сохранившихся в названиях улиц города, деревни, посёлка. П

роект "Белая тишина" направлен на изучение исторического прошлого нашей страны в 1937-1938 годах, когда начала работать первая в СССР дрейфующая научно-исследовательская станция, под руководством И.Д. Папанина. В ходе проекта раскрываются межпредметные связи по чтению, русскому языку и истории в работе с учениками шестого класса, представлен отчёт о проделанной работе, различных видах деятельности учащихся в урочное и внеурочное время. Проект будет полезен учителям, воспитателям и всем, кто интересуется историей нашей страны.

В данном образовательном учреждении я работаю больше 20 лет, классным руководителем 6 а класса являюсь второй год. Считаю, что осуществлению межпредметных связей способствовало то, что в данном классе веду сразу несколько учебных предметов: чтение, русский язык, Мир истории. Поэтому было удобно спланировать и реализовать план работы над проектом.

Любая деятельность, которой занимается школьник, способствует развитию его умения познавать мир. Содержание учебных предметов является важным источником формирования познавательных интересов. Но очень важно создавать условия для поддержания интереса школьников. Думаю, что таким одним из условий и является метод проектов. В процессе реализации проекта, отметила для себя то, что в работе с умственно отсталыми детьми, как бы ни хотелось, но ведущая, активная роль и позиция принадлежит учителю. Он организует, направляет, поддерживает, помогает, стимулирует весь процесс.

Проект "Белая тишина" заинтересовал меня тем, что он стимулировал интерес шестиклассников к учебной деятельности на разных предметах, способствовал развитию инициативности учащихся в разных учебных ситуациях. Такая деятельность, позволила проявить знания учеников, усилила их системность, была направлена на решение интересной проблемы, которую мы взяли из реальной жизни, знакомую и значимую для учащихся: "Школа. Адрес школы. Улица Папанинцев" В работе с умственно отсталыми школьниками важно выбирать несложные по тематике проекты, именно они принесут успех и полное удовлетворение. В ходе реализации проекта активизация шестиклассников прослеживалась через: поиск нужной информации для сообщений о дальнейшем жизненном пути Папанинцев, о природе Северного полюса; подбор загадок на заданную тему, изготовление аппликаций, рисунков, заучивание стихотворений, участие в социологическом опросе.

Продукты нашего проекта:

  • выставка работ учащихся;
  • викторина "Царство холода";
  • презентация "Герои-Папанинцы";
  • слайд-шоу "Природа Арктики";
  • размещение материала на школьном сайте.

Полагаю, что данный проект способствовал:

  • формированию познавательной активности, самостоятельности учащихся, их интересу к окружающему миру;
  • преодолению предметной инертности мышления и расширению кругозора, активного словаря, развитию коммуникативных навыков;
  • совершенствованию содержания изучаемого материала, активизации методов и приёмов работы;
  • комплексному применению знаний на разных учебных предметах.

Практическая значимость проекта заключается в том, что его результат может быть использован:

  • на уроках истории, краеведения, географии;
  • на классных часах;
  • он будет интересен всем, кто увлекается историческим прошлым нашей страны, города.

Результаты итоговой анкеты, свидетельствуют о том, что основная цель и задачи проекта были достигнуты, школьники освоили определённый объём знаний исторического прошлого нашей Родины, узнали о героическом труде Папанинцев в условиях Северного полюса. Важно то, что результат нашей работы над проектом имеет практический характер: "Теперь мы не только знаем адрес школы, но и можем рассказать о Папанинцах другим". Считаем, что если каждый ученик нашей школы будет знать историческое прошлое в названии улицы Папанинцев, то он будет передавать эту информацию всем его окружающим людям, а когда он вырастет, будет рассказывать своим детям. Такой ученик будет любить школу и учителей.

Основная цель работы: создать условия для формирования представлений учащихся об историческом прошлом нашей страны, развития познавательных, творческих способностей через осуществление межпредметных связей.

Основные задачи

  • Образовательные: познакомить учащихся с историческим происхождением названия улицы Папанинцев, способствовать расширению знаний школьников о природе Северного полюса, о первой дрейфующей научно-исследовательской станции, о героическом труде полярников.
  • Развивающие: развивать у обучающихся способность применять имеющиеся знания в различных видах деятельности, развивать активный словарь, кругозор посредством составления рассказа, пересказа, работы со словарными словами, при выполнении индивидуальных и творческих заданий по предметам, развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитательные: воспитывать и поддерживать интерес учащихся к изучению истории страны, малой родины, родного города.

Тип проекта: познавательно-творческий

Актуальность проекта:

  • 21 мая 2017 года исполнится 80 лет со дня начала работы первой дрейфующей станции "Северный Полюс-1", под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
  • Каждый ученик должен знать не только адрес своего образовательного учреждения, но и историю происхождения названия улицы, где расположена школа.

Ожидаемые результаты проекта

  • В историко-краеведческой сфере:
    • формирование интереса к истории города Первоуральска, к возникновению названия улицы Папанинцев;
    • проявление уважения к заслугам и подвигам Папанинцев.
  • В познавательной сфере:
    • расширение знаний о природе Северного полюса, о героическом труде Папанинцев;
    • расширение кругозора и активного словаря;
    • развитие творческих способностей.
  • В социальной сфере:
    • формирование активной жизненной позиции школьников через проведение социологического опроса;
    • развитие коммуникативных навыков через работу в группе, во время общения с жителями города.

Срок реализации проекта: с 06.03.2017г. по 17.03.2017г. (две недели)

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Итоговый

 

1. Подготовительный этап (активная роль и деятельность учителя)

  • изучение научно-художественной, публицистической литературы;
  • подбор и оформление наглядно-дидактического материала о Северном полюсе, о работе первой дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс-1";
  • подбор видеоматериалов для учащихся;
  • определение основных видов деятельности школьников;
  • разработка вопросов анкеты, индивидуальных и творческих заданий для шестиклассников;
  • составление плана работы, уточнение сроков реализации проекта.

2. Практический этап (активная роль-ученики, позиция учителя-осуществление организующей, направляющей, стимулирующей помощи).

Работа над проектом началась с вопроса учителя "На какой улице расположено здание нашей школы?", было проведено анкетирование учащихся 6 а класса, с целью выявления первоначальных элементарных представлений, необходимых для основных направлений деятельности учителя и школьников. Первоначальные результаты анкеты свидетельствовали о том, что не все школьники знают адрес школы, не знают исторического происхождения названия улицы Папанинцев. После оглашения результатов анкеты, учитель, с помощью наводящих вопросов, подвёл учеников к пониманию того, чем они будут заниматься дальше,-узнавать об историческом прошлом улицы Папанинцев. Школьники познакомились с планом работы на две недели. На уроках по предмету "Мир истории" прошло знакомство учащихся с работой первой дрейфующей полярной станции, с работой Папанинцев в тяжёлых условиях. Знакомство с историческим материалом проходило с помощью: учебной презентации (приложение№1), наглядным оборудованием, картой и глобусом, просмотром видеоматериалов, работы с деформированным текстом. В качестве домашнего задания ученикам 1 группы было предложено подготовить сообщения о дальнейшей судьбе Папанинцев. Были подготовлены сообщения о Папанине, Ширшове, Кренкеле и Фёдорове. Школьники 2 группы подготовили стихи и загадки о Северном полюсе. На уроках чтения школьники активно принимали участие в различных видах деятельности: участвовали в вопросах викторины "Царство холода" (приложение №2), составляли рассказ по плану и опорным словам, словосочетаниям на тему "Герои-Папанинцы", разбирали значение новых слов, подготовили 2 сообщения о животных и птицах Арктики: косатка и альбатрос, заучивали наизусть стихи о полярниках (1 группа), учащимися были подобраны загадки о природе, на их основе было составлено слайд-шоу "Природа Арктики" (приложение№3) выполняли творческие работы: аппликации, рисунки (1-2-3 группа), смотрели видеоролики о Северном полюсе, мультфильмы "Умка", "В яранге горит огонь", подбирали слова для кроссворда, оформили выставку работ в классе. Уроки русского языка также были направлены на изучение и расширение связей в проекте "Белая тишина", а именно: составляли слова из слогов, предложения из слов на тему "Северный полюс", проводили словарную работу, выполняли индивидуальные задания для 1-2 группы. В рамках классного часа, с целью изучения степени осведомлённости жителей города Первоуральска об истории названия улицы Папанинцев, был проведён социологический опрос. Жителям было предложено ответить на вопрос "В честь кого (почему?) улица носит такое название? Кто этот человек?" Нами было опрошено 18 человек, из них только пять знали верный ответ, ещё двое оказались приезжими людьми, поэтому точно не смогли ответить на этот вопрос. Шестиклассникам было интересно принимать участие в новом виде деятельности, они внимательно слушали ответы взрослых.

3. Итоговый этап (активная роль-ученики, учитель-организует и направляет)

На завершающем этапе проекта, была проведена итоговая анкета. Учащимся было предложено ответить на вопросы и выполнить задание. После данного вида деятельности была проведена взаимопроверка работ, каждый зачитал свои ответы. Результаты итоговой анкеты представлены в таблице (отвечали на вопросы только 6 человек, трое в силу индивидуальных особенностей участие не принимали):

Вопросы Знают ответ (кол-во учащихся) Не знают ответ (кол-во учащихся)

 На какой улице расположено здание школы?

6
 Почему улицу так назвали?
 Где работали Папанинцы?
 О каких животных узнали?

 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Презентация Герои Папанинцы Завьялова А.В..pptx)Презентация Герои Папанинцы Завьялова А.В..pptx29703 Кб