Юный путешественник

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Название конкурсной работы: Юный путешественник

Тип конкурсной работы: Электронная презентация

Обучающиеся:

  • Москалёва Арина Алексеевна, 2в класс
  • Пшеничный Роман Максимович, 2в класс
  • Клепикова Оксана Николаевна, 2в класс
  • Быстров Георгий Андреевич, 2в класс
  • Иванов Леонид Вячеславович, 2в класс
  • Мацуков Андрей Георгиевич, 2в класс
  • Банников Степан Александрович, 2в класс
  • Якимов Михаил Владимирович, 2в класс

Педагог:

  • Бадертдинова Лилия Назифовна, педагог-психолог

Учреждение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"

Проектно-исследовательская работа «Юный путешественник» основана на программе внеурочного курса «Экскурсионная деятельность», который разработан педагогом в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Актуальность и необходимость в создании данного проекта определяется тем, что большинство обучающихся не посещают с родителями музеи, выставки, театры, библиотеки, храмы и т.д. Знакомство и посещение культурных центров г. Екатеринбурга даёт возможность обучающимся расширить представления об окружающем, получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, профессиями людей.

Данный проект предусматривает полезное время препровождение школьников, и направлен на формирование и развитие чувства гордости за свой город, и Родину, развитие познавательных, творческих способностей обучающихся. Программа направлена на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира», на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Каждая экскурсия является самостоятельным звеном. Исследование осуществляется в ходе проведения самих экскурсий, а также во время подготовки и обсуждения результатов экскурсии. 

Проектно-исследовательская работа включает несколько направлений: 

  1. экскурсии по памятным местам г. Екатеринбурга;
  2. экскурсии с посещением храма;
  3. экскурсии по литературной тематике в детскую библиотеку;
  4. экскурсии по природоведческой тематике.

Каждая экскурсия состоит из трёх этапов: предварительная подготовка, посещение мероприятия и последующее обсуждение. По окончании экскурсии и возвращения в школу проводится рефлексия в форме беседы и выполнение рисунков, оформление фотоальбома или стенда.

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце её частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам взрослым необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. 

Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял бы яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств, как привязанность, любовь к родному краю.

Объединить родителей, детей и педагогов в общем деле нам помог семейно-групповой, творческий проект на тему: "Такой город в России один!".

Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание предметно-развивающей среды. Разработку дидактических игр по ознакомлению с городом, оформление в группе уголка краеведения "Наш город". Создание альбома "Родной Новоуральск. Что было раньше, что сейчас". Участие детей и родителей в музыкально-поэтическом вечере "Любимый город". Оформление рукописной книги "Улица на которой я живу".

Итоговым мероприятием проекта стала электронная презентация "Мы любим свой город!" выполненная педагогами группы и семьёй Егора Прохорова. 

Данный проект и презентация способствует:

  • вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО;
  • учат родителей интересно, продуктивно проводить время с ребенком: посещать детские библиотеки, городской историко-краеведческий музей, общаться с детьми во время экскурсий, походов по городу и его окрестностям;
  • расширяют и закрепляют знания дошкольников о городе в котором они живут;
  • знакомят с историей возникновения и развития родного города; 
  • формируют понятие о Родине как месте, где человек родился и живет;
  • воспитывают уважение к родному городу, чувство гордости за то, что они являются - новоуральцами; 
  • формируют понятие того, что все что создано в городе – создано трудом и талантом его жителей.

 При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом в электронной презентации и проекте положены следующие принципы:

  • Принцип историзма, так если материал реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настояние (в наши дни). С этой же целью создан уголок краеведения, подобран материал о городе Новоуральске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном, культурном облике города и родного края.
  • Принцип гуманизации, предполагает умение взрослых (родителей, педагогов) встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, городу, родному краю, Отечеству.
  • Принцип дифференциации, заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегративности, реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной библиотекой, городским историко-краеведческим музеем. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новоуральска.

Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых. Дети учились самостоятельно и с помощью взрослых (родителей, сотрудников детского сада) находить нужную информацию, перерабатывать её, рассказывать потом товарищам о самом интересном. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку. 

Содержание электронной презентации было доступно, интересно детям, так как сопровождалось стихами, рисунками и фотографиями Егора Прохорова от лица которого велось повествование.

Таким образом знания, полученные детьми во время проекта и знакомства с электронной презентацией, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формирования патриотических чувств у дошкольников. Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города.

Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.

Проектно - исследовательская работа «Юный путешественник» основана на программе внеурочного курса «Экскурсионная деятельность», который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Актуальность и необходимость в создании данного проекта определяется тем, что большинство обучающихся не посещают с родителями музеи, выставки, театры, библиотеки, храмы г. Екатеринбурга. Знакомство и посещение культурных центров г. Екатеринбурга даёт возможность обучающимся расширить представления об окружающем, получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, профессиями людей.

Данный проект предусматривает полезное время препровождение школьников, и направлен на формирование и развитие чувства гордости за свой город, и Родину, развитие познавательных, творческих способностей обучающихся. Проект направлен на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира», на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми. 

Обучающимся с умственной отсталостью сложно и даже невозможно самостоятельно заниматься проектно-исследовательской работой, так как у них недостаточно знаний и возможностей, поэтому исследовательский проект был реализован совместно с учителем, педагог в данном случае являлся для детей организатором экскурсий, иногда и экскурсоводом. 

Отличительная особенность проекта заключается в том, что я, как педагог, подбирала материал и планировала экскурсии с учётом возрастных особенностей и потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Например, во 2-ом классе ребята уже умеют читать, поэтому мы решили посетить библиотеку, познакомиться с правилами поведения в библиотеке, читательским билетом, правилами пользования книгами в библиотеке. Библиотека имени Антона Павловича Чехова находится ближе всего к школе, можно дойти пешком, также в библиотеке есть детский зал, поэтому каждый ребёнок выбрал себе книгу по душе.

Главной идеей проекта является то, что я постепенно расширяла границы маршрута обучающихся, начинали свои путешествия с обхода территории школы, затем стали выходить за «ворота» школы.

Каждая экскурсия являлась самостоятельным звеном. Ребёнок мог посетить одну или несколько экскурсий. Исследование осуществлялось в ходе проведения самих экскурсий, а также во время подготовки и обсуждения результатов экскурсии. 

Посещение экскурсий проводилось 2 раза в месяц, с приблизительной продолжительностью одной экскурсии - 60 минут, плюс 40 минут дорога от школы и обратно. 

На подготовительном этапе занималась подготовкой к экскурсии, договаривалась с администрацией дендропарка, библиотеки, фильмофонда, храма о дате и времени экскурсии, объясняла особенности деток. Для того, чтобы экскурсовод смог в доступной и понятной форме воспитанникам с умственной отсталостью рассказать о посещённом объекте или мероприятии. 

Формы проведения экскурсионной деятельности были разнообразными: рассказ, который выполнял экскурсовод, просмотр фильма, наблюдение за природными явлениями (кормление уток, белок, зимующих птиц) или выход к объекту, рассмотрение его. 

На экскурсиях по территории школе, на остановку, в дендропарк, к памятникам, к Уральскому институту государственной противопожарной службы МЧС России, Екатеринбургскому суворовскому училищу, на почту я сама была в роли экскурсовода.

Иногда привлекала родителей обучающихся или педагогов школы для сопровождения обучающихся на экскурсии. 

Перед выходом на экскурсию повторяли с ребятами с правила поведения на дороге, в общественных местах, чтобы они смогли применить на практике, полученные знания.

По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу проводилась рефлексия в форме беседы и выполнение рисунков, оформление фотоальбома или стенда.

В процессе реализации проектно-исследовательской работы обучающиеся расширили знания о городе Екатеринбурге, о той местности, где они проживают, узнали много нового и интересного.

Подобная продуктивная деятельность объединяет обучающихся общими впечатлениями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.

После посещения библиотеки имени А.П. Чехова удалось заинтересовать родителей обучающихся, в результате три семьи посетили библиотеку самостоятельно и оформили читательские билеты, после экскурсии в Храм в честь святых русских князей Клепикова Оксана с мамой посетили службу в выходной день. 

Надеюсь, что путешествия по г. Екатеринбургу мы продолжим. Ребятам очень нравится ходить на экскурсии, они интересуются, когда и куда мы пойдём ещё!