Название конкурсной работы: Мы любим свой город!
Тип конкурсной работы: Электронная презентация
Обучающийся:
- Прохоров Егор Романович, детский сад № 49 "Дом радости", группа компенсирующей направленности для детей с ТНР "Ягодки"(5-6 лет)
Педагог:
- Курочкина Ольга Анатольевна, воспитатель
Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида "Гармония", обособленное структурное подразделение детский сад № 49 "Дом радости"
Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.
В настоящие время имеется большой контингент детей дошкольного возраста 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Дети с ТНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувство языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.
Представленная электронная презентация для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные, на их приобщении к истории и культуре родного края и города.
Цель: вызвать интерес к истории родного города, воспитывать любовь и уважение к "малой Родине", чувства патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о городе Новоуральске, его истории, достопримечательностях.
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свою "малую Родину", желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – новоуральцев.
- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение детей.
- Расширить и активизировать словарный запас детей по теме: "Наш город - Новоуральск".
- Автоматизировать у детей в стихотворной и монологической речи поставленные звуки.
Содержание презентации соответствует:
- Современной тенденции развития образования, в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.
- Направлено на развитие у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре.
- Способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце её частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам взрослым необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял бы яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств, как привязанность, любовь к родному краю.
Объединить родителей, детей и педагогов в общем деле нам помог семейно-групповой, творческий проект на тему: "Такой город в России один!".
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание предметно-развивающей среды. Разработку дидактических игр по ознакомлению с городом, оформление в группе уголка краеведения "Наш город". Создание альбома "Родной Новоуральск. Что было раньше, что сейчас". Участие детей и родителей в музыкально-поэтическом вечере "Любимый город". Оформление рукописной книги "Улица на которой я живу".
Итоговым мероприятием проекта стала электронная презентация "Мы любим свой город!" выполненная педагогами группы и семьёй Егора Прохорова.
Данный проект и презентация способствует:
- вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО;
- учат родителей интересно, продуктивно проводить время с ребенком: посещать детские библиотеки, городской историко-краеведческий музей, общаться с детьми во время экскурсий, походов по городу и его окрестностям;
- расширяют и закрепляют знания дошкольников о городе в котором они живут;
- знакомят с историей возникновения и развития родного города;
- формируют понятие о Родине как месте, где человек родился и живет;
- воспитывают уважение к родному городу, чувство гордости за то, что они являются - новоуральцами;
- формируют понятие того, что все что создано в городе – создано трудом и талантом его жителей.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом в электронной презентации и проекте положены следующие принципы:
- Принцип историзма, так если материал реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настояние (в наши дни). С этой же целью создан уголок краеведения, подобран материал о городе Новоуральске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном, культурном облике города и родного края.
- Принцип гуманизации, предполагает умение взрослых (родителей, педагогов) встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, городу, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации, заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности, реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной библиотекой, городским историко-краеведческим музеем. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новоуральска.
Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых. Дети учились самостоятельно и с помощью взрослых (родителей, сотрудников детского сада) находить нужную информацию, перерабатывать её, рассказывать потом товарищам о самом интересном. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Содержание электронной презентации было доступно, интересно детям, так как сопровождалось стихами, рисунками и фотографиями Егора Прохорова от лица которого велось повествование.
Таким образом знания, полученные детьми во время проекта и знакомства с электронной презентацией, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формирования патриотических чувств у дошкольников. Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города.
Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно-групповой.
Время реализации проекта: октябрь 2016 года – март 2017 года.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
- Дать детям знания о родном городе, истории возникновения, достопримечательностях, великих земляках, прославивших его.
- Развивать чувство гордости за свой город.
Задачи:
- Расширять представления детей об истории родного города.
- Познакомить с различными источниками получения информации.
- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
- Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Ресурсы:
- Материальные: В нашей группе созданы условия для познавательно-исследователькой деятельности:
- Нами созданы предметно-развивающая среда, которая позволяет решать ряд познавательных задач.
- Видеофильм о Новоуральск. Шаги времени.
- Книги о Новоуральске, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.
- Социальные: Взаимодействие участников проекта на договорной основе со следующими организациями:
- детской публичной библиотекой НГО ;
- городским историко-краеведческим музеем;
- детским экологическим центром;
Ожидаемые результаты.
- Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города; самореализация.
- Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
- Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Мероприятия:
- Родительское собрание "Учим детей любить, знать и беречь свой город".
- Консультация для родителей "Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города".
- Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
- Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
I этап – подготовительный
- Вызвать у родителей интерес к проекту "Такой город на свете один";
- Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома "Родной Новоуральск. Что было раньше, что сейчас";
- Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.
II этап – основной
- Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города:
- Познакомить детей с проектом "Такой город на свете один", рассказать детям о праздновании юбилея города (октябрь);
- Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов (октябрь – январь).
- 2. Совместная музыкально-познавательная деятельность:
- "Экскурсия по городу" (ноябрь).
- Развивать интерес к родному городу через разучивание песен;
- Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;
- Поддерживать познавательный интерес к истории родного города.
- 3. Экскурсия по улицам микрорайона, в котором находиться детский сад.
- Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии (декабрь).
- 4. Совместная организованная деятельность на тему:
- "Чьи имена носят наши улицы". Просмотр видеофильмов, фотографий.
- Закрепить знания детей о городе;
- Познакомить детей с историей новоуральских улиц;
- Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков (декабрь – февраль).
- 5. Оформление уголка краеведения "Наш город" (декабрь).
- 6. Посещение городского историко- краеведческого музея.
- Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;
- Поддержание интереса к проекту;
- Развитие умения слушать и запоминать информацию (октябрь – март).
- 7. Посещение детской библиотеки.
- Рассматривание иллюстраций в книгах о Новоуральске;
- Знакомство с выставкой "Мой город";
- Отбор литературы о Новоуральске (январь).
- 8. Игра "Путешествие по городу".
- Закрепить знания детей по теме "Улицы города";
- Вызвать интерес у детей к путешествовать по карте (февраль).
- 9. Совместная организованная деятельность "Что было раньше, что сейчас".
- Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;
- Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город (февраль).
- 10. Конкурс детских рисунков на тему: "Улицы нашего города".
- Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;
- Воспитание интереса к рисованию (март).
- 11. Музыкально- поэтический вечер "Любимый город".
- Воспитывать интерес к стихам и песням о родном городе;
- Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи и песни (март).
- 12. Дидактические игры:
- "Экскурсия по городу" (на материале фотовыставки).
- "Вот моя улица, вот мой дом" (на материале фотографий, рисунков и карты города).
- Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов;
- Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы (январь-февраль).
- 13. Конструирование общественных зданий из бумаги и картона.
- Совершенствовать навыки изготовления зданий по образцу из коробок прямоугольной формы, и цилиндров;
- Оформлять поделки необходимыми характерными деталями, придавая им выразительность (декабрь – февраль).
III этап – итоговый.
- Презентация проекта:
- Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;
- Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка;
- Воспитывать интерес к истории своего города (март).
- Презентация рукописной книги "Улица на которой я живу":
- Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;
- Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.
- Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании рукописной книги "Улица на которой я живу".
- Уметь рассказать о своей улице (март).
Результат проекта:
Открытый показ родителям группы и детям детского сада электронной презентации на тему: "Мы любим свой город!" выполненной семьей Егора Прохорова.
Литература:
- Ю. П. Анурьев Новоуральск. Годы и судьбы – Екатеринбург Средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.
- Светлана Орлова Удивительный Урал – Екатеринбург Издательство "Сократ", 2013 г.
- В.В. Комаров Новоуральск Информационный фото альбом, 1999 г.
- Е.Е. Хоринская Наш город – Средне – Уральское книжное издательство, 1973 г.
- Новоуральск. 1954 -2004 Альбом с фотографиями 2004 г.
- А. Н. Пискунов В глуши таёжной. - Верхний Тагил: Уральская Провинциальное Издательство (ИП чумаков С.В.), 2016 г.