Мы любим свой город!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: Мы любим свой город!

Тип конкурсной работы: Электронная презентация

Обучающийся:

  • Прохоров Егор Романович, детский сад № 49 "Дом радости", группа компенсирующей направленности для детей с ТНР "Ягодки"(5-6 лет)

Педагог:

  • Курочкина Ольга Анатольевна, воспитатель

Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида "Гармония", обособленное структурное подразделение детский сад № 49 "Дом радости"

Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.

В настоящие время имеется большой контингент детей дошкольного возраста 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Дети с ТНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувство языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. 

Представленная электронная презентация для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные, на их приобщении к истории и культуре родного края и города.

Цель: вызвать интерес к истории родного города, воспитывать любовь и уважение к "малой Родине", чувства патриотизма и гражданственности. 

Задачи: 

  1. Расширить и углубить знания детей о городе Новоуральске, его истории, достопримечательностях.
  2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свою "малую Родину", желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – новоуральцев.
  3. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение детей.
  4. Расширить и активизировать словарный запас детей по теме: "Наш город - Новоуральск".
  5. Автоматизировать у детей в стихотворной и монологической речи поставленные звуки. 

 Содержание презентации соответствует: 

  • Современной тенденции развития образования, в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей. 
  • Направлено на развитие у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре.
  • Способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце её частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам взрослым необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. 

Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял бы яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств, как привязанность, любовь к родному краю.

Объединить родителей, детей и педагогов в общем деле нам помог семейно-групповой, творческий проект на тему: "Такой город в России один!".

Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание предметно-развивающей среды. Разработку дидактических игр по ознакомлению с городом, оформление в группе уголка краеведения "Наш город". Создание альбома "Родной Новоуральск. Что было раньше, что сейчас". Участие детей и родителей в музыкально-поэтическом вечере "Любимый город". Оформление рукописной книги "Улица на которой я живу".

Итоговым мероприятием проекта стала электронная презентация "Мы любим свой город!" выполненная педагогами группы и семьёй Егора Прохорова. 

Данный проект и презентация способствует:

  • вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО;
  • учат родителей интересно, продуктивно проводить время с ребенком: посещать детские библиотеки, городской историко-краеведческий музей, общаться с детьми во время экскурсий, походов по городу и его окрестностям;
  • расширяют и закрепляют знания дошкольников о городе в котором они живут;
  • знакомят с историей возникновения и развития родного города; 
  • формируют понятие о Родине как месте, где человек родился и живет;
  • воспитывают уважение к родному городу, чувство гордости за то, что они являются - новоуральцами; 
  • формируют понятие того, что все что создано в городе – создано трудом и талантом его жителей.

 При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом в электронной презентации и проекте положены следующие принципы:

  • Принцип историзма, так если материал реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настояние (в наши дни). С этой же целью создан уголок краеведения, подобран материал о городе Новоуральске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном, культурном облике города и родного края.
  • Принцип гуманизации, предполагает умение взрослых (родителей, педагогов) встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, городу, родному краю, Отечеству.
  • Принцип дифференциации, заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегративности, реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной библиотекой, городским историко-краеведческим музеем. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новоуральска.

Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых. Дети учились самостоятельно и с помощью взрослых (родителей, сотрудников детского сада) находить нужную информацию, перерабатывать её, рассказывать потом товарищам о самом интересном. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку. 

Содержание электронной презентации было доступно, интересно детям, так как сопровождалось стихами, рисунками и фотографиями Егора Прохорова от лица которого велось повествование.

Таким образом знания, полученные детьми во время проекта и знакомства с электронной презентацией, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формирования патриотических чувств у дошкольников. Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно-групповой.

Время реализации проекта: октябрь 2016 года – март 2017 года.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.

Цель проекта: 

  1. Дать детям знания о родном городе, истории возникновения, достопримечательностях, великих земляках, прославивших его.
  2. Развивать чувство гордости за свой город.

Задачи:

  • Расширять представления детей об истории родного города.
  • Познакомить с различными источниками получения информации.
  • Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

Ресурсы:

  • Материальные: В нашей группе созданы условия для познавательно-исследователькой деятельности:
    • Нами созданы предметно-развивающая среда, которая позволяет решать ряд познавательных задач.
    • Видеофильм о Новоуральск. Шаги времени.
    • Книги о Новоуральске, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.
  • Социальные: Взаимодействие участников проекта на договорной основе со следующими организациями:
    • детской публичной библиотекой НГО ;
    • городским историко-краеведческим музеем;
    • детским экологическим центром;

Ожидаемые результаты.

  • Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города; самореализация.
  • Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
  • Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Мероприятия:

  1. Родительское собрание "Учим детей любить, знать и беречь свой город".
  2. Консультация для родителей "Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города".
  3. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
  4. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
  5. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

 

I этап – подготовительный

  • Вызвать у родителей интерес к проекту "Такой город на свете один";
  • Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома "Родной Новоуральск. Что было раньше, что сейчас";
  • Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.

 

II этап – основной

  • Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города:
    • Познакомить детей с проектом "Такой город на свете один", рассказать детям о праздновании юбилея города (октябрь);
    • Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов (октябрь – январь).
  • 2. Совместная музыкально-познавательная деятельность:
    • "Экскурсия по городу" (ноябрь).
    • Развивать интерес к родному городу через разучивание песен;
    • Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;
    • Поддерживать познавательный интерес к истории родного города.
  • 3. Экскурсия по улицам микрорайона, в котором находиться детский сад.
    • Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии (декабрь).
  • 4. Совместная организованная деятельность на тему: 
    • "Чьи имена носят наши улицы". Просмотр видеофильмов, фотографий.
    • Закрепить знания детей о городе;
    • Познакомить детей с историей новоуральских улиц;
    • Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков (декабрь – февраль).
  • 5. Оформление уголка краеведения "Наш город" (декабрь).
  • 6. Посещение городского историко- краеведческого музея.
    • Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;
    • Поддержание интереса к проекту;
    • Развитие умения слушать и запоминать информацию (октябрь – март).
  • 7. Посещение детской библиотеки.
    • Рассматривание иллюстраций в книгах о Новоуральске;
    • Знакомство с выставкой "Мой город";
    • Отбор литературы о Новоуральске (январь).
  • 8. Игра "Путешествие по городу".
    • Закрепить знания детей по теме "Улицы города";
    • Вызвать интерес у детей к путешествовать по карте (февраль).
  • 9. Совместная организованная деятельность "Что было раньше, что сейчас".
    • Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;
    • Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город (февраль).
  • 10. Конкурс детских рисунков на тему: "Улицы нашего города".
    • Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;
    • Воспитание интереса к рисованию (март).
  • 11. Музыкально- поэтический вечер "Любимый город".
    • Воспитывать интерес к стихам и песням о родном городе;
    • Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи и песни (март).
  • 12. Дидактические игры:
    • "Экскурсия по городу" (на материале фотовыставки). 
    • "Вот моя улица, вот мой дом" (на материале фотографий, рисунков и карты города).
    • Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов;
    • Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы (январь-февраль).
  • 13. Конструирование общественных зданий из бумаги и картона.
    • Совершенствовать навыки изготовления зданий по образцу из коробок прямоугольной формы, и цилиндров;
    • Оформлять поделки необходимыми характерными деталями, придавая им выразительность (декабрь – февраль). 

 

III этап – итоговый.

  • Презентация проекта:
    • Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;
    • Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка;
    • Воспитывать интерес к истории своего города (март).
  • Презентация рукописной книги "Улица на которой я живу":
    • Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;
    • Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.
    • Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании рукописной книги "Улица на которой я живу".
    • Уметь рассказать о своей улице (март).

 

Результат проекта:

Открытый показ родителям группы и детям детского сада электронной презентации на тему: "Мы любим свой город!" выполненной семьей Егора Прохорова.

 

Литература:

  1. Ю. П. Анурьев Новоуральск. Годы и судьбы – Екатеринбург Средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.
  2. Светлана Орлова Удивительный Урал – Екатеринбург Издательство "Сократ", 2013 г.
  3. В.В. Комаров Новоуральск Информационный фото альбом, 1999 г. 
  4. Е.Е. Хоринская Наш город – Средне – Уральское книжное издательство, 1973 г.
  5. Новоуральск. 1954 -2004 Альбом с фотографиями 2004 г. 
  6. А. Н. Пискунов В глуши таёжной. - Верхний Тагил: Уральская Провинциальное Издательство (ИП чумаков С.В.), 2016 г.