Просто батарейки?

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Название конкурсной работы: Просто батарейки?

Тип конкурсной работы: Электронная презентация

Обучающийся:

  • Самигулин Данил, Самигулина Альбина, Соловьёв Егор, Султанвалиева Яна, Савтыро Полина, Скворцова Валерия, Сутягин Андрей, Cкворцов Александр, Афонин Данил, 1 класс

Педагог:

  • Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Учреждение: ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат"

Поскольку нам довелось жить в 21 веке, с батарейками мы сталкиваемся ежедневно - в пульте дистанционного управления телевизором, в электронных часах, в детских игрушках и карманных фонариках. Как-то в очередной раз, меняя батарейки на своем калькуляторе, мы заметили значок, изображенный на корпусе батарейки, в виде перечеркнутого мусорного бака. Выходит, что батарейку нельзя выбрасывать в мусорное ведро. Что же тогда с ней делать? Так ли простые батарейки?

Каждый из нас, наверняка, пользовался в своей жизни батарейками. Пульт для телевизора, часы, игрушки, телефоны, фотоаппараты, фонарики — в доме, в школе всегда есть предмет, который работает на батарейках. А ведь это целая энергетическая станция, работающая на определенных химических веществах по физическим законам. Огромное количество современных изобретений нуждается в автономных источниках энергии – аккумуляторах и батарейках. Но рано или поздно каждая батарейка выходит из строя и ее нужно выбрасывать. И использованная батарейка незамедлительно попадает в мусорное ведро… Мало кто знает, насколько силен эффект от этих маленьких вещиц на окружающую среду и здоровье человека.

Такая простая батарейка…

Поэтому перед нами встали несколько вопросов:

  • Каждый ли человек знает о химическом составе батареек?
  • А все ли знают, что делать с отработавшими батарейками?
  • Какой вред наносят батарейки, выброшенные в мусорное ведро, а затем вместе с бытовым мусором – на городские свалки?

Гипотеза. На современном этапе развития возможно и необходимо создать здоровьесберегающую окружающую среду через решение проблемы сбора и утилизации батареек каждой семьёй, если определить места сбора батареек в общедоступных местах в непосредственной близости с жильем или работой, организовать активное информирование по данному вопросу, то количество выброшенных батареек в мусорное ведро сократится и в окружающую среду будет меньше попадать вредных веществ.

Цель работы: изучение данных в литературе и Интернет-ресурсов об использовании батареек, способах сбора и утилизации, вреде, который могут нанести поврежденные батарейки человеку и окружающей среде; предложение способов сбора батареек, информирования о правильном сборе отработанных батареек, создание контейнера для сбора батареек в помещении школы. 

Задачи:

  • Изучить состав батареек.
  • Описать влияние батареек на окружающую среду.
  • Создать макет контейнера для сбора батареек в образовательной организации, определить постоянное место для установки контейнера.
  • Организовать информирование всех участников образовательных отношений о влиянии неправильно утилизированных батареек на окружающую среду.
  • Привлечение к сбору батареек в образовательной организации учащихся.

Методы исследования: анализ литературных источников, данных Интернет-сайтов; опыт, наблюдение.

Объектом исследования выступает пальчиковая батарейка.

Время реализации проекта: 2 месяца

На протяжении длительного времени на утилизацию использованных батареек не обращали особого внимания. Если с другими видами мусора уже проводятся мероприятия по грамотной утилизации, в больших городах существуют контейнеры для раздельного сбора мусора, предприятия занимающиеся утилизацией отходов, то маленькая батарейка не привлекала особого внимания.

Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Элементы питания могут быть разных размеров и типов. При этом они могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми. Мы узнали, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей.

Совместно с учителем мы провели опыты.

Опыт 1.
Мы поместили батарейку в стакан с водой и в стакан с почвой, наблюдали в течение двух месяцев. Корпус батарейки начал ржаветь, мы сделали вывод: когда использованная батарейка попадает в окружающую среду, корпус батарейки ржавеет ещё быстрее, вредные вещества попадают в почву или воду.

Опыт 2.
Мы разломали батарейку на составные части, внутри корпуса оказался серый порошок. Порошок смещали с водой, она стала грязной, такую воду нельзя пить, она неприятно пахла. Предположение: так вредные вещества через проржавленный корпус попадают в воду, которая через питьевые скважины будет находиться в организме человека. Ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, в подземные воды, попадают в реки и в водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения (из батарейки, выброшенной в мусоропровод) с кипячением не исчезают.


Вывод: основываясь на данных научной литературы, используя свои собственные наблюдения, опыты, можно утверждать, что выбрасываемые батарейки в мусорные баки, опасны для человека и окружающей среды.
Так мы узнали из теории и подтвердили опытным путем следующие заключения: при неправильной утилизации, т. е. если мы с вами будем выбрасывать батарейку в мусорное ведро, токсические вещества тем или иным способом попадают к нам на стол. Летом от высокой температуры воздуха на свалках мусор, а вместе с ним и различные батарейки, могут тлеть. А на мусоросжигающих заводах элементы питания вместе с остальным мусором вовсе горят и выделяют в воздух огромное количество вредных веществ. Они в свою очередь попадают в организм человека. Вредные вещества, попадая в организм человека способны накапливаться в различных органах и вызывать необратимые процессы, что приводит к различным неизлечимым заболеваниям. От них невозможно избавиться никаким кипячением, ведь это не микробы и бактерии.
Но что же делать? Ведь совсем отказаться от батареек в повседневной жизни мы не можем.

Вывод: надо правильно утилизировать отработанные батарейки.

Мы предложили учащимся начальных классов принять участие в нашей акции "Сдал батарейку – спас ёжика". Организовали сбор использованных батареек с целью правильной утилизации, сдавали все ученики нашей школы, подключили родителей, соседей, знакомых, собранные батарейки передали в городскую аптеку для дальнейшей передачи в областной пункт переработки. После этого мы продолжили акцию по сбору использованных батареек, в нашем классе установлен контейнер, куда собираем батарейки, приносят батарейки нам учащиеся всех начальных классов. Также мы раздали в каждый класс плакат про сбор батареек, на обороте плаката разместили такой текст: "Мы люди, считаем себя самыми умными обитателями планеты, но посмотрите, что мы делаем? Дождевые черви рыхлят землю и обогащают её питательными веществами, а мы, люди – истощаем. Растения без устали извлекают из земли тяжёлые металлы, а мы их обратно возвращаем. А основной источник тяжёлых металлов, ртути, свинца и кадмия, и щелочного металла лития – отработанные батарейки. Даже одна единственная пальчиковая батарейка заражает 20 квадратных метров земли! Так давайте помогать бескорыстным и трудолюбивым подземным жителям и растениям! Ведь в итоге вся отрава, которую мы беспечно отправили на помойку, возвращается к нам – с водой из-под крана, с дымом горящей свалки, с рыбой, выловленной в реках и озерах. Хотите пить чистую воду, дышать чистым воздухом? Не выбрасывайте использованные батарейки в мусорные контейнеры, правильно их храните!".

Актуальность для школы.

Актуальность выбранной темы обусловлена повышенным вниманием общества на влияние человека на окружающую среду. В батарейках содержится множество различных металлов - ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью, поэтому необходимо отрабатывать навыки экологически целесообразного поведения детей.

Актуальность для общества.
Актуальность обусловлена недостаточным информированием населения о действиях по сбору и утилизации отработанных батареек.

Цель: формирование у обучающихся индивидуальной аксиологической (ценностной) картины мира, т.е. многоуровневой системы ценностей, значений, отношений человека с природой, социумом, друг с другом.

Задачи:

  • Систематизировать знания обучающихся о средствах сохранения окружающей среды,
  • Отрабатывать осознанное применение правил экологического поведения в быту.
  • Отрабатывать навыки продуктивной деятельности, исследовательских умений, умения рефлексии собственной деятельности.

Вид проекта: коллективный

Тип проекта: практико-ориентированный

Ведущая деятельность: исследовательская

Сфера применения проекта: информационная, экологическая культура

Форма продуктов проектной деятельности: электронная презентация, акция "Сдал батарейку – спас ёжика".

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, бытовая химия.

Информационно – техническое оснащение: Интернет-ресурсы, энциклопедия для детей.

Планируемый результат:

  • Для обучающихся:
    • формирование исследовательских умений младших школьников, самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
    • развитие творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения);
    • приобретение осознанного навыка правильного экологического поведения у обучающихся - правильная утилизация бытового мусора.
  • Для родителей:
    • укрепление семейных связей посредством совместного участия в акции "Сдал батарейку – спас ёжика!".

Тема проекта способствует формированию позитивных ценностей в отношениях "человек – природа", которые усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально-ценностную сферу личности и становятся стержнем экологической культуры обучающегося: потребности переживания - эмоциональный подъём - нравственная ориентация, нравственный выбор – действие, правильный поступок человека. Заинтересованность детей в правильной утилизации использованных батареек перешла в убеждение, что бытовой мусор необходимо сортировать (по мере возможности). Проведённая социальная акция способствовала формированию у обучающихся ценностной позиции, принятия экологически целесообразных поведенческих решений во благо природе и человеку. Дети поняли значение маркировки на батарейке "не выбрасывать в мусорное ведро", утвердились в своей позиции: от меня тоже зависит решение глобальной проблемы – правильная утилизация использованных батареек.