Название конкурсной работы: "Проект "Сказы П.П. Бажова"
Тип конкурсной работы: электронная презентация.
Обучающиеся:
- Ивакин Иван Владимирович, 9 А
- Горогодский Валерий Эдуардович, 9 А
- Джуро Михаил Алексеевич, 9 А
- Опарин Максим Сергеевич, 9 А
- Поспелов Никита Евгеньевич, 9 А
- Тренкина Екатерина Денисовна, 9 А
- Якимова Полина Альбертовна, 9 А
Педагог: Соболева Елена Анатольевна, учитель
Учреждение: ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат"
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, окунаешься в мир необычный и удивительный. Вот и нашим ребятам представилась возможность побывать в этом мире, вспомнить знакомые сказы: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец». В этом им помогла работа над творческим проектом «Сказы П.П. Бажова»). Работа над проектом продолжалась в течении месяца.
Ребята вспомнили главных персонажей сказов Бажова, читали сказы, смотрели мультфильмы по сказам, сделали иллюстрации к прочитанным произведениям, сделали макет пещеры Хозяйки Медной горы. С интересом слушали дети рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, погружаясь в волшебный мир старых уральских сказов Бажова. И в заключение все вместе совершили путешествие в гости к Хозяйке Медной горы (был проведен обобщающий урок внеклассного чтения «Сказы П.П. Бажова»).
Актуальность проекта. Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями( малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором); полезными ископаемыми( углем, рудой, золотом). А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Проблема: В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок» и т.д.
Руководитель: учитель Соболева Елена Анатольевна.
Вид, тип проекта: среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский.
Сроки реализации: январь-февраль 2019 г.
Участники проекта: обучающиеся 9-а класса (с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат".
Цель: расширение знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П .Бажова.
Задачи:
- Узнать о жизни Уральского писателя П. Бажова.
- Узнать о творчестве П.П. Бажова, как о части культуры Уральского народа.
- Выяснить чему учат сказы Бажова.
Продукты проектной деятельности:
- создание в кабинете условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова: выставка книг, портрет автора, картины Уральского края;
- чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;
- просмотр мультфильмов по сказам П.П. Бажова;
- конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка»;
- создание Коллективной работы «Цветок из сказов Бажова»;
- составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;
- создание иллюстраций к сказам Бажова;
- создание макета "Пещера Хозяйки Медной горы";
- участие в викторинах, конкурсах, посвященных юбилею П.П. Бажова;
- обобщающее мероприятие "Обобщающий урок "Сказы П.П. Бажова"
Прогнозируемый результат:
- Знают сказы П.П.Бажова
- Умеют оценивать поступки героев
Этапы проектной деятельности
Работа состояла из трех этапов:
I этап – подготовительный
На этом этапе мы с помощью учителя:
- поставили цель и задачи проекта;
- определили объекты исследования;
- оформили выставку книг по творчеству писателя;
- подобрали пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
II этап – исследовательский
С нами провели урок внеклассного чтения "Наш Уральский сказитель", где мы узнали о жизни и творчестве уральского писателя Павла Петровича Бажова.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Бажов рассказывал об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, о душевной красоте и достоинстве трудового человека.
После прочтения книг со сказами Бажова, мы оформили выставку прочитанных книг в кабинете.
Чтобы нам лучше было понять смысл сказов, мы посмотрели мультфильмы "Серебряное копытце", "Огневушка-поскакушка", "Горный мастер", "Золотой волос", "Синюшкин колодец".
Мы, с помощью учителя", оформили стенгазету в виде цветка с картинами из сказов Бажова.
В свободное время мы сделали иллюстрации к прочитанным сказам.
Мы посетили Федоровский геологический музей, расположенный в нашем городе. В залах музея мы увидели коллекционные образцы известных уральских самоцветов, редких кристаллов, необычных по форме и сочетанию минералов, лучших образцов рудных и нерудных полезных ископаемых региона. Увидели коллекцию изделий из полудрагоценных камней. Специально к юбилею Бажова в музее были подготовлены стенды, посвященные уральскому писателю, с которыми нас познакомил экскурсовод.
На внеклассном занятии мы сделали макет пещеры Хозяйки Медной горы из картона и пластилина.
Вместе с учителем мы приняли участие в Областном конкурсе-викторине "Уральский мастер сказов"; во Всероссийской викторине "Уральские сказы"; в Областном конкурсе рисунков "Драгоценные россыпи"; в Областном конкурсе рисунков "Малахитовый край".
Всю собранную информацию представили в проекте-презентации.
III этап – обобщение результатов.
- Оформление проекта (с презентацией).
- Представление результатов: открытый урок внеклассного чтения "Сказы П.П. Бажова".
Выводы.
В результате работы над проектом мы сделали следующие выводы:
- Люди должны знать о жизни и творчестве писателей родного края.
- Каждый человек должен стремиться к истинным общечеловеческим ценностям: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
Таким образом, мы считаем, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться и гордиться.
В реализации проекта участвовали обучающиеся 9-а класса ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат". Это особые дети, с особыми образовательными потребностями. Проект разработан для патриотического воспитания этих обучающихся.
Моей целью в данной работе с детьми являлось развитие элементарных навыков поиска информации и развитие творческих навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому я целенаправленно в учебное и внеурочное время развивала данные навыки. Потому, что вне урока поддерживать познавательный интерес гораздо важнее, чем узкопредметную направленность. Хотя в учебном процессе, как и в любом другом виде деятельности, можно всегда выявить проблему или явление, которые заинтересуют ребенка, при умелом направлении, создании условий, можно исследовать данную проблему и оформить детскую работу в научный проект. Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты, этому в наибольшей степени способствует работа над проектом.
Работа над проектом предполагала как совместную деятельность обучающихся друг с другом (чтение сказов, слушание чтения учителя, просмотр мультфильмов), так и индивидуальную деятельность, которая позволяла раскрыться обучающимся. Двум школьникам, которые умеют работать с Интернетом было дано задание найти информацию о П.П. Бажове. Далее они с помощью учителя приготовили презентацию о жизни писателя и познакомили с нею одноклассников. Обучающиеся, которые любят рисовать, были задействованы в рисовании иллюстраций к сказам. Один ребенок изготавливал стенгазету, так как он любит клеить. Практически всем составом класса обучающиеся изготавливали макет пещеры Хозяйки Медной горы. На итоговое мероприятие - открытый урок внеклассного чтения "Сказы П.П. Бажова" были приглашены обучающиеся 3-его класса вместе с классным руководителем (уровень подготовки детей, работавших над проектом - обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, примерно соответствует подготовке обучающихся 3-его класса). Итоговое занятие было проведено в форме викторины, было интересным, занимательным, обучающиеся активно отвечали на вопросы педагогов и получали сладкие призы от Хозяйки Медной горы.
Работа над проектом требовала огромной подготовки от педагога, так как обучающиеся данной категории, самостоятельно не могут работать, им требуется постоянный контроль и помощь учителя.
В результате работы над проектом «Сказы Бажова»:
- в группе обучающихся созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;
- произошли позитивные изменения взаимоотношений между обучающимися группы: взаимопомощь, умение слушать друг друга;
- результатом моей работы является то, что некоторых школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом и др.
- отмечается рост творческой активности детей;
- отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;
- через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, произведения которого гордость России;
- дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;
- дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.